Светлана Калашникова
Задержка речевого развития у детей 2–3 лет. Выступление учителя-логопеда на родительском собрании
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители.
Приглашение учителя – логопеда на родительское собрание – это всегда очень ответственно. Тем более приглашение в группу детей совсем маленьких (2-3 лет).
Сегодня очень кратко и доступно познакомлю вас с параметрами нормы речевого развития и некоторыми причинами задержки речи.
1. Параметры «нормы».
Итак, на этапе 2 лет ребенок:
• Уже умеет показывать части тела;
• Имеет словарный запас как минимум 50 слов;
• Понимает и правильно выполняет 2х-этапную инструкцию;
Публикация «Задержка речевого развития у детей 2–3 лет, Выступление учителя-логопеда на родительском собрании» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
• Верно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ;
• Строит предложение из 2 слов;
• Усваивает и правильно произносит звуки, на требующие сложных движений языка: губно-зубные (п, пь, б, бь, м, мь), губно-зубные (ф, фь, в, вь), переднеязычные (т, ть, дь, н, нь, сь, ль), заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь). Свистящие, шипящие, соноры обычно пропускает или заменяет (например, «шапка» сначала на «тапка», потом на «сяпка»).
• Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса детей за счет знакомства с новыми словами из его ближайшего окружения: предметы гигиенических принадлежностей, игрушки, посуда, мебель, одежда, спальные принадлежности.
• Деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Ребенок начинает задавать вопросы: Кто? Где? Куда? Почему? Когда? И употреблять сложные предложения. Может объяснить свои ощущения, объяснить два противоположных значения (холодно-горячо, большой-маленький).
• К концу третьего года у малыша появляется более точное произношение слов, окружающие начинают понимать его речь. Хотя дети нередко пропускают в словах отдельные слоги («клой» - открой, «сото» - высоко, а при стечении согласных один звук («камейка» - скамейка, «тул» - стул, вставляют лишние звуки («таньканчик» - стаканчик) и т. п.
Это далеко неполный список побед малыша. И не забывайте, пожалуйста, что развитие каждого ребенка индивидуально.
Более подробную информацию, как обычно, вы можете увидеть на стенде напротив группы.
2. Причины несовершенств речи.
Когда речевое развитие ребенка задерживается, то это могут быть определенные причины.
Внутренние (эндогенные), связанные с беременностью и родами, которые мы уже не изменим, но можем уменьшить силу их влияния.
Внешние (экзогенные) причины – это:
физические факторы (общая физическая слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахитом, обменом веществ, заболеванием внутренних органов);
психические травмы (длительная психотравмирующая ситуация в семье, переживания в связи с разлукой, которые могут привести к задержке речи, иногда к полному отказу или заиканию);
Взаимодействие с ребенком – общение. Недостаток или некачественное общение с ребенком приводит к тому, что малыш может совсем не заговорить. Ведь зачастую родители не могут ждать и не дают ответить ребенку, им проще дать игрушку с полку, а не ждать, пока малыш попросит ее сам.
Конечно, если ваше с ребенком общение образцово-показательное, но у него серьезные проблемы, задержка речи, то необходимо обращаться к специалистам.
Что же делать? Как общаться?
Для правильного развития общение должно быть значимым, т. е. побуждать к активности и проходить в эмоциональном фоне.
Речь развивается по подражанию, и очень важно обращать внимание в каком темпе и насколько четко вы проговариваете слова. Общение должно быть прямое на основе характерной для ребенка деятельности - предметно – действенной.
3. Чтобы понять сказанное, мы с вами поиграем.
Тумба-румба, эге-гей, превращаемся в детей!
1. «Сюрприз». Нашему хомячку друг подарил подарок и оставил сюрприз. Танечка, давай найдем сюрприз в камушках. Кто это? Коровка. Как говорит коровка? (мууу). Анечка, а это кто? Мышка! А как разговаривает мышка (пи-пи-пи). Леша, а ты кого нашел? (собачку) Как разговаривает собачка? (гав-гав). (Цель: развитие умения произносить звуки по подражанию, развитие речевого слуха, развитие мелкой моторики – массаж пальчиков в «сухом бассейне»)
2. «Ежик». Мальчик Коля поможет мне покормить Ежика. Коля, покорми Ежика. Ежик колючий. Кто колючий (ежик).Ежик добрый. Какой ежик? (добрый) Ежик умеет фыркать вот так «ф-ф-ф». Давай фыркать вместе с Ежиком. Молодец. Покормил Ежика. (Цель: развитие речевой активности закрепление произношения губно-зубных звуков, развитие мелкой моторики, сюрпризный момент)
3. «Мишкин мешочек». Мишутка оставил мешочек, чтобы мы поиграли. Что же лежит в мешочке, Сашенька? Сначала подумай, а потом нам покажешь. Кубик! И т. д. (Цель: расширение словаря по теме «игрушки», уточнение произношения звука К, ПЬ,МЬ, воспитание сенсорной чувствительности).
4. «Буря». Возьмем большой стакан с водой. Подуем через трубочку сначала сильно, потом слабо, потихоньку. (Цель: развитие силы выдоха)
Как видите, уважаемые родители, играть совсем несложно. А во что играть, на что обратить внимание, мы с педагогами подскажем. Конечно же, информацию о таких играх вы всегда можете увидеть на стендах и информационных уголках. Но у нас есть предложение практическое: собраться в удобное время, научиться играм, изготовить пособия для своих детей.
Также я хочу представить некоторые книги, которые будут полезны для домашнего использования. (Кратко о книгах, иллюстрациях).
Вопросы родителей.
Спасибо, что внимательно слушали, были прекрасными детьми. Рада была познакомиться с вами. До новых встреч.
Литература.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – С. 47
2. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по лоопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-лищ по спец. " 03.08 "Дошк. воспитание" - М. : Просвещение 1989. - 239 с. : ил.