Розыева Ольга
Выступление на родительском собрании «Возрастные особенности детей в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Возрастные особенности детей в средней группе»
На данном этапе очень важную роль играют особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.
Публикация «Выступление на родительском собрании „Возрастные особенности детей в средней группе“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
1. Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
2. Этические представления. Дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
3. Творческие способности. Активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
4. Страхи. Безудержность детской фантазии может порождать разнообразные страхи и кошмары.
5. Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
6. Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.
7. Активная любознательность заставляет детей задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра - вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
8. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
9. К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.
Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.
Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей.
Математические умения:
1. Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.
2. Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
3. Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.
4. Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).
5. Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.
Интеллектуальные особенности :
1. Тип мышления - наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.
2. Увеличивается объём памяти.
3. Повышается устойчивость внимания.
4. Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
5. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
6. Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
7. Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.
8. Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.
9. Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.
10. Подбирает противоположные слова.
11. Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.
Речевое развитие:
1. Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.
2. Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
3. Употребляет множественное число.
4. Находит предмет по описанию.
5. Понимает значение предлогов.
6. Знает профессии.
7. Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
8. Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.
9. Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.
Окружающий мир:
1. Различает овощи, фрукты и ягоды.
2. Знает насекомых.
3. Называет домашних животных.
4. Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.
Повседневные навыки:
1. Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой.
2. Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
3. Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
4. Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом не выходя за её контуры.
5. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
6. Различает правую и левую руку.
Физическое развитие:
1. Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее.
2. Моторика активно развивается.
3. Ребёнок становится ловким и быстрым.
4. Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.
5. Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела — до 2 кг.
6. Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить.
7. Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается ёмкость лёгких.
8. Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, некоординированным движениям. Поэтому так важно вовремя переключаться на иной характер деятельности.
9. Этот возраст называется «золотой порой» развития сенсорных способностей.
10. Ещё одна физическая особенность этого возраста : хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости.
11. Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.
12. Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.
13. Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы.
14. Быстрое образование условно-рефлекторных связей.
15. Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.
Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.