Зиля Абхаликова
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностей
▼ Скачать + Заказать документы
В начале учебного года мной проводился мониторинг детей группы № 9. Анализ результатов педагогических исследований на данном этапе, показал, что по всем образовательным областям на начало года в основном преобладает средний и низкий уровень, а уровень овладения образовательной областью «Познавательное развитие» относительно других областей, ниже.
Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Исходя из этих данных, планирую образовательный процесс в направлении: развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностей. В соответствии с целью были поставлены задачи:
Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, воздуха, песка, глины, математические представления и т. д.).
Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (лупа, микроскоп, чашечные весы, песочные часы и т. д.).
Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения.
Развитие самостоятельности, коммуникативности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.
Работа в данном направлении началась с создания развивающего центра «Мини-лаборатория». Вместе с детьми собирали природные материалы, используемые в экспериментах.
Создали коллекции «Камни»,
«Ткани»,
«Бумага»,
«Ракушки»,
Семена»,
гербарии «Листья Урала»,
фитобар.
Проводили опыты и эксперименты с водой, воздухом, песком.
Изготовили альбом фотографий проведенных экспериментов.
Также в Мини-лаборатории есть оборудование и приборы для постановки опытов и материалы с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Дидактический материал разложен по папкам «Наши эксперименты», «Наши проекты», «Информация для родителей».
Оформлена картотека элементарных опытов, загадок, стихотворений, дидактических игр с песком, водой.
Применение технологии проекта позволило интегрировать образовательные области и максимально вовлечь родителей в деятельность детей, установить тесные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса. Благодаря проекту «Мир воды» дети расширили и углубили свои знания о свойствах воды, научились определять различные ее состояния, продемонстрировали интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность, пришли к выводу, что вода нужна всем, с ней нужно обращаться бережно. Вместе с детьми изготовили книжки-малышки «Мир воды».
Проект «Волшебный песок» позволил развивать наблюдательность, коммуникативные способности детей, умение высказывать свое мнение, позволил сформировать умения сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
Способствовал развитию творческих способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков.
Родители дошкольников активно участвовали в проектах, оформляя фотовыставку «Отдых у моря». Также, совместно с родителями, в рамках проектной деятельности были собраны коллекции «Ракушки», «Семена», «Крышки»,
«Песок из песочницы своего двора»,
«Фантики».
Идеи и материал брала с полюбившегося Международного образовательного портала Маам. ru. Хочу сказать большое спасибо создателям портала и дорогим Маамовцам за их находки и транслирование опыта.