Ирина Сазонова
Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
А у нас в саду дела — эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.
Мы с моей коллегой Шинкаревой О. В. хотим видеть в наших воспитанниках такие качества как общительность, любознательность, самостоятельность, творческую личность, умеющую решать возникающие проблемы, ориентироваться в окружающей обстановке. А это во многом зависит от нас.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Публикация «Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Дошкольнику, как известно, не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой, желая узнать как можно больше, проникнуть в самую суть доступных ему явлений.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.
Поэтому мы углубленно начали работать над темой: «Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста»
Цель: Развивать познавательной активности и любознательности у детей дошкольного возраста.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Развивать наблюдательность и любознательность
2. Учить видеть проблему эксперимента.
3. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
4. Создать условия для предпосылки формирования практических и умственных действий
5. Привить первоначальные навыки исследовательской и познавательной активности.
6. Обогащать активный словарь
Нашу работу мы начали с создания предметно-развивающей среды. Также подобрали литературу по этой теме, организовали мини-лабораторию, которую обеспечиваем различными материалами. Нами были подобраны картотека опытов с объектами неживой природы (песок, воздух, вода, доступные детям дошкольного возраста, не требующие сложного оборудования и совершенно безопасные.
Мы с детьми наблюдаем, как тает лед, как замерзает вода. Проводили длительные наблюдения за веточкой дерева, луком, за живыми объектами. Мы, например, сравнивали с детьми размер птиц, учили видеть зависимость животных от человека. Знакомимся со свойствами снега во время прогулки. Они узнали, что снег бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды. Также дети нашей группы знакомятся опытной экспериментальной деятельностью в рамках кружка "Почемучки" В ходе занятия ребенок учится наблюдать, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, соблюдать правила безопасности.
Организация нашей работы идет по трем взаимосвязанным направлениям
1. Живая природа
2. Неживая природа
3. Человек.
Проведение наблюдений и экспериментов делятся на 3 основных вида:
1. Случайные наблюдения и эксперименты- не требуют специальной подготовки.
2. Плановые наблюдения и эксперименты.
3. Эксперименты как ответ на детские вопросы.
При организации опытно-экспериментальной деятельности используются следующие формы работы с детьми:
Занятия, беседы познавательного характера, дидактические и развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, эксперименты и опыты, рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций, наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, работа в уголке природы, театрализованная деятельность.
Формы работы с родителями
1. Анкетирование
2. Консультации
3. Наглядный материал : ширмы, папки-передвижки и др.
4. Подборка литературы для родителей по теме экспериментирования
Процесс познания – это творческий процесс, и задача педагога — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.