Резеда Искандарова
Проект для младших дошкольников «В гостях у сказки»
▼ Скачать +Заказ
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться своим выступление по теме проекта : «В гостях у сказки»
Тип проекта : познавательно – творческий
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор физической культуре.
Вид проекта : краткосрочный, групповой, ролевой-игровой, творческий.
Сроки реализации: с 01.02.2019 г. по 28.02.2019 г.
Публикация «Проект для младших дошкольников „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театрализованная деятельность:
-помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
-появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
-формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
-улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
-дети получают эмоциональный подъем;
-способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
-позволяет формировать опыт социального поведения;
-стимулирует активную речь.
Наблюдение за детьми в самостоятельной игровой и в организованной образовательной деятельности показало низкий уровень речевого развития, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом, а также неумение передать свои эмоции и понять эмоциональное состояние сверстников привели к выбору работы над проектом «В гостях у сказки».
Цель проекта : приобщать к сказкам посредством различных видов театра.
Задачи проекта :
• побуждать интерес детей и родителей к предлагаемой деятельности;
• привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
• формировать представление о различных видах театра;
• развивать речь, воображение и мышление;
• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Ожидаемый результат:
- появится заинтересованность детей и родителей к театру;
- активное участие детей в театрализованной деятельности;
- значительное расширение представлений детей о различных видах театра;
- повысится уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей;
- развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Раздел программы Формы и методы Цель
Речевое развитие ООД «Путешествие в сказку «Теремок»
Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя, активизировать речь детей
Художественно-эстетическое развитие ООД лепка «Пряники для Козлят» Развивать фантазию, лепка изображений по замыслу.
ООД аппликация по сказке «Репка» Совершенствовать умение детей наклеивать готовые формы; развивать творческое начало; составлять общую композицию.
ООД рисование по сказке «Раскрасим репку» Развивать умение изображать героев сказок
Физическое развитие ООД «Колобок» Совершенствовать навыки коллективных игр
Совместная деятельность Знакомство с разными видами театра: теневой, настольный, пальчиковый, кукольный. Развивать положительные эмоции, интерес к театрализованной деятельности
Беседы с детьми: «Моя любимая сказка», «Правила общения с книгой»
Дидактические игры: «Герои сказок», «Найди по описанию»
«Волшебный мешочек»
Формировать умение детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь; развивать умение детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Чтение, прослушивание, просмотр, рассказывание детьми сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке».
Чтение стихотворений, потешек;
Разгадывание загадок про сказки и сказочных героев Развивать интерес к чтению художественной литературы, умение пересказывать понравившейся отрывок.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Теремок»,
«Репка», «Колобок».
Артикуляционная гимнастика с детьми: игры с язычком Приобщать к театрализованной деятельности, формировать умение сочетать слова с движениями; развивать мелкую моторику
Инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь»; Развивать мимику, умения выражать различные черты характера заданных героев; подводить детей к выразительному исполнению роли
Конструирование «Домик для зверят по сказке "Теремок" Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь, способствовать раскрепощенности
Песенное творчество Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в кукольных спектаклях и драматизациях
Сюжетно-ролевые игры:
«С куклами в театр»
Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя») ; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Совместное изготовление атрибутов к настольному театру Формировать интерес к изготовлению игрушек- героев театра, развивать моторику.
Комплекс утренней гимнастики – «Курочки и цыплята»
Подвижные игры — «У медведя во бору», «Хитрая лиса»
• Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
• Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Театрализованные игры: «Зверята», «Превращение предмета», «Одно и то же по-разному» и другие
Формировать навыки звукоподражания; развивать смелость сообразительность, воображение и фантазию
Хороводные игры:
«Заинька попляши…»
Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста
Работа с родителями
Консультация «Значение сказок в жизни ребенка»;
Консультация: «Почитай мне сказку на ночь»; Знакомить с информацией о значении влияния сказки на ребенка. Повысить компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.
Изготовление масок для сказок Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности.
Папки-передвижки «Домашний театр» и «Виды кукольных театров» Приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности
Итоговое мероприятие Постановка сказки «Как цыплята маму искали» Формировать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для её проведения.
Анализ результатов:
1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:
- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал в ООД, утренниках);
- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;
- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;
- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;
- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.
2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:
- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре;
- в группе имеются различные виды театра: пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.
3. Обеспечиваются условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- используются игры-драматизации в ООД по развитию речи и музыкальных занятиях;
- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;
4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:
- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей.
Главный результат – победа детей – Гран - при на ежегодном фестивале театрального искусства, где дети показали сказку «Как цыплята маму искали». Спектакль затронул зрителей душевностью маленьких артистов.
К спектаклю были созданы: афиша, программка, билеты. Дети с удовольствием занимались подготовкой спектакля, изображали животных, знакомились с театральным «закулисьем».
Реализованный проект способствовал развитию фантазии, воображения и речи детей, а также таких интегративных качеств личности как эмоционально-отзывчивый; любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).
Ещё один результат – создание материалов для родителей по теме «Театральная деятельность» - это папки-передвижки «Домашний театр» и «Виды кукольных театров». Создание этих материалов позволило повысить компетентность родителей в данном вопросе.
Также, за время проекта, была создана книжка-малышка «Сны моей игрушки» и альбом с иллюстрациями к любимым сказкам «Теремок», «Репка», «Колобок». Многие дети активно принимали участие в их создании.
Таким образом, проект «В гостях у сказки» позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности.
Театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей
дошкольного возраста!