Немцева Анна Николаевна
«Зимовье зверей». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Зимовье зверей" Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.
Цель: формирование представлений о жизни диких животных зимой.
Задачи:
Образовательные:
• формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;
• учить понимать причины изменений в жизни животных;
Развивающие:
• развивать познавательный интерес, формировать экологическое мировоззрение;
• развивать навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
• развивать диалогическую форму речи, умение высказывать свою точку зрения, доказывать, объяснять.
• приобщать детей к словесному искусству;
• развивать эмоциональное восприятие загадок, стихотворения.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
• воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки диких животных зимой, карточки к играм.
Раздаточный материал: картон, ножницы, клей, клеенка, заготовки для аппликации, цветные мелки, маркеры.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: Послушайте стихотворение Татьяны Боковой «Зимушка- зима».
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки - зимы? (Ответы детей)
Воспитатель: Как им живется в лютые морозы, вьюги, снегопады? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы сегодня поговорим о том, как живут животные в лесу зимой. Для животных зима является тяжелым временем, так как сильные морозы и тяжелые условия добычи пищи делают и без того непростую жизнь в лесу еще труднее. Готовиться к этой поре часть зверей начинает загодя, чтобы потом спокойно спать в своих норках до первых весенних дней. Другим же приходится переносить холода в постоянном поиске пищи.
Особенно тяжело зимой приходится кабанам. И если в мягкие зимы они еще могут отыскать себе пищу в виде желудей, кореньев, луковиц или маленьких грызунов, то при сильных морозах с глубоким снегом и промозглой почвой им этого практически не удается. Ослабленные и исхудавшие кабаны становятся легкой добычей волков. Зимние ночи они проводят в поисках кормежки, а день стараются пережить в логове, которое устраивают в оставшейся палой листве.
Послушайте загадку:
Ушки длинные торчат,
Хвостик круглый как пушок,
Косой про них все говорят,
Что же это за зверек. (Заяц) Воспитатель показывает картинку.
Воспитатель: Как зимует заяц? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему заяц меняет шубку с серой на белую? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие враги есть у зайца в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Чем питается заяц зимой? (Ответы детей)
Воспитатель: С наступлением холодов заяц линяет. Он меняет привычную серую шерсть на белую шубку. Теперь многочисленным врагам грызуна будет не так-то просто заметить свою добычу. Для удобства передвижения по снегу и льду шерстью покрываются и подушечки лап зверька. На них начинает выделяться пот, служащий своеобразной смазкой.
Запасов на зиму зайцы не делают, питаются тем, что можно отыскать в зимнем лесу. В ход идет кора деревьев, засохшая трава, тонкие ветви, оставшиеся с осени замерзшие ягоды. Ближе к зиме многие зайцы предпочитают перебираться поближе к человеческому жилью. Там они смогут полакомиться сеном или корой фруктовых деревьев.
Зимой заяц предпочитает выходить на поиски пропитания ближе к сумеркам. Днем его белая шубка на снегу может быть заметна зорким хищникам, ночью его подстерегают уже другие животные. Когда начинает смеркаться, грызун чувствует себя наиболее защищенным. Днем же он проводит время неподалеку от своей норки, готовый в случае опасности мгновенно в ней исчезнуть. Зайцы никак не утепляют свои норы на зиму. Эти маленькие зверьки обладают густой шерстью, поэтому не мерзнут в своих укрытиях. Главную трудность для грызуна зимой все же составляют поиски пищи.
Игра «Найди отличия»
Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет,
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком. (Волк) Воспитатель показывает картинку.
Воспитатель: Составим рассказ о волке с помощью мнемотаблицы.
Дети рассказывают о волке.
Воспитатель: Какое животное тоже питается корой деревьев? (Лось)
Воспитатель: Ребята, как спасается лось от сильных морозов? (Ответы детей)
Воспитатель: А вот еще одна загадка.
Грызун, но не мышь,
Прыгун, но не заяц,
Рыжий хвост, но не лиса
Кто это? (Белка)
Воспитатель: Расскажите, как белка зимует.
Воспитатель: О том, чтобы тепло и сытно зимовать, белки стараются позаботиться заранее. В осеннем лесу нередко можно увидеть, как скачущая белка сжимает в зубах гроздь орехов или ягод - животные способны выбирать наиболее подходящие для заготовок плоды.
Зверьки стараются получше спрятать запасы в глубоких дуплах, чтобы зимой им было чем питаться. Дупло белки утепляют.
Зимой белки также с удовольствием употребляют в пищу семена из шишек хвойных деревьев.
С поведением белок связана старинная русская примета. Например, если зверьков не было видно в лесу, хотя стояла довольно хорошая погода, а небо было чистым, считалось, что скоро могут нагрянуть сильные морозы.
Воспитатель: Какие животные впадают в спячку? (Ответы детей).
Воспитатель: Расскажите, как готовится к зиме медведь.
Воспитатель: Некоторые животные впадают в спасательную спячку. Главное условие для этого – большое количество подкожного жира и уютная, хорошо защищенная берлога. Осенью медведь начинает есть очень много, чтобы потом можно было спокойно спать, не испытывая чувство голода. В противном случае по лесу зимой начинает шататься голодной и очень злой медведь шатун, которому на пути лучше не попадаться. Берлогой этому зверю может служить небольшое углубление в земле у корней деревьев, в которую он заранее натаскивает мох, листья, траву, а потом застилает все еловыми ветками. В январе-феврале в медвежьей семье появляются детеныши, которых кормят молоком. До весны медвежата, как и медведица, остаются в берлоге и практически не растут из-за малого количества еды. Только покрываются более плотной шерсткой.
Впадают в спячку также барсуки и еноты, ежи. Причем температура тела у них, как и у медведей, значительно снижается. Спят в своих норках и большинство грызунов: бобры, бурундуки, мыши, сурки, суслики и другие. Вот только сон у них прерывистый – они просыпаются, чтобы питаться припасенной на зиму едой, которую прячут прямо в норке.
Дидактическое задание «Чьи следы»
Физкультминутка «В лесу»
Весь засыпан снегом лес. (Повернулись вправо, правую руку отвели назад,
повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (Прыгаем)
Там синичек села стайка. (Машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (Приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (Встаём, поднимаем руки вверх)
Игра «Чья тень»
Воспитатель: Ребята, мы сделаем с вами аппликацию «Медведь в берлоге». (Из готовых форм)
Пальчиковая гимнастика «Звери зимой»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук. (Загибаем пальчики)
Только заиньке не спится (Показываем большой палец)
Убегает от лисицы (Вращаем пальцем)
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков! (Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)
Практическая деятельность детей.
Сквозь иней леса одиноко
Дрожат далёкие огни.
На хрупкой ветке спит сорока —
Лишь только руку протяни.
В берлоге, между трёх сосёнок,
Храпит доверчивый медведь.
И месяц так беспечно тонок,
Что даже боязно глядеть…
Воспитатель: Вы сегодня много рассказали о зимовье зверей. Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных. Кормить птиц. Мы сейчас с вами это и сделаем на прогулке.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)