светлана ольховик
Организация работы по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на заседании Совета педагогов МБДОУ№1 «Алёнушка»
на тему:Организация работы по речевому развитию в средней группе
Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, а таким образом - развивать культуру речи ребенка.
Публикация «Организация работы по речевому развитию в средней группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.
Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:
• от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;
• развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;
• развития дикции;
• развития фонематического слуха;
• умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.
Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение.
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Развитие речи ребёнка неотъемлемо от знакомства с книгой. Чем больше читаем малышам, тем красивее он говорит, тем больше его словарный запас. Прочитав произведение, я обязательно беседую с детьми о прочитанном, мыанализируем поступки героев, разбираем непонятные слова, подбираем сравнительные обороты, моделируем или модифицируем сказки, стих, рассказ.
Для развития речи детей моей возрастной группы я стараюсь использовать следующие моменты:
1) Чередованиехоровых и индивидуальных ответов.
2) Сочетание речевых ответов с практическими действиями (ощупать предмет, согнуть его, помять-(тесто, пластилин) разгладить ткань, бумагу разрезать) делает обстановку более разнообразной и интересной.
3) Используем разнообразные игровые моменты. Целесообразно использовать ситуацию (обучаю любимую игрушку) – при изучении посуды, сезонная одежда для куклы.
4) Приобщение детей к народным традициям. Совместный досуг детей и взрослых, родителей: - «ярмарка», игры, потешки.
5) Использование физкультурных пауз.
Неоценимую помощь мне оказывает демонстративный материал:
• плакаты, например, на плакате фломастером рисуем состояние погоды на каждый день;
• Буквы магниты, разные по размеру и цвету, форме;
• сюжетные картинки «Времена года»;
• шумовые музыкальные инструменты;
• кукольный театр, настольный театр.
Но самым удачным методом, на мой взгляд, являются – СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ. Речевые, словесные игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Предлагаю вашему вниманию наиболее удачные в этом отношении Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря :
Дидактическая, речевая игра «Дополни предложения»
• Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.
• Зайчик летом, а зимой.
• Грибы растут., а огурчики - на.
• Рыба живет в., а медведь - в.
• Сахар сладкий, а лимон.
• Днем светло, а ночью.
Дидактическая, речевая игра «Закончи предложение»
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу.
Я умею.
Я помогу.
Я принесу.
Я спою.
Дидактическая, речевая игра «Догадайся и подскажи»
На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
• воронье, серое. - крыло;
• зеленый, прожорливый. - крокодил;
• хищный, ширококрылый. - орел;
• блестящее, гладкое. - зеркало.
Дидактическая, речевая игра «Скажи какой»
• Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный…
• Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший.
• Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький.
• Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая.
• Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая.