Наташа Попова
Содержание и организация работы по формированию безопасного поведения в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на улице — это одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Работа по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения в дорожно-транспортной среде в средней группе состоит из следующих задач:
1) уточнить знания детей о назначении светофора;
2) познакомить с классификацией видов городского транспорта;
Публикация «Содержание и организация работы по формированию безопасного поведения в средней группе» размещена в разделах
3) способствовать формированию навыков культурного поведения в транспорте;
4) расширить представления об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.
В содержании и формах организации проводимой нами работы учтены основные принципы дошкольного образования, прописанные во ФГОС ДО: содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования, сотрудничество с семьей [4, с. 6]. Ведущая педагогическая идея нашей работы — формирование основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников в разных видах детской деятельности. Для наиболее успешной работы, мы пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы :
наглядно-иллюстративным материалом (альбомы «Транспорт», «Дорожные знаки», «Светофор»); настольно-печатными играми, в том числе и сделанными своими руками («Разрезные картинки», лото «Дорожные знаки», домино «Транспорт» и т. д.);
подобрали детскую художественную литературу и оформили медиатеку по тематике дорожного движения.
В «Уголке безопасности» был устроен настольный перекресток с использованием макетов дорожных знаков, игрушечных видов транспорта, светофора, фигурок людей и фланелеграф с плоскостными изображениями дороги, улицы, автомобилей и пешеходов.
Для групповых и подгрупповых, индивидуальных форм работы очень удобно использовать различные настольно-печатные игры, например, «Собери светофор», «Картинки-половинки», «Кому что нужно», «Собери дорожный знак», «Подбери машину», домино по соответствующей тематике и др. Очень нравятся детям интерактивные игры, выполненные с помощью программы Power Point, такие как «Четвертый лишний», «Ездит, плавает, летает», «Верно — неверно», «Угадай, кто приехал» и т. д. Дидактические игры по правилам дорожного движения можно использовать и для развития речи, памяти, внимания. Дети с удовольствием играли в игры «Кто чем управляет», «Продолжи предложение», «Угадай по описанию (транспорт)». Использовать дидактические игры возможно в любые режимные моменты: утром, на прогулке, вечером. Содержание сюжетно-ролевых игр по тематике дорожного движения («Полиция», «Водители») часто перекликается и с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно объединить сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника»,«Улица», «Поездка в автобусе». В самостоятельной деятельности дети очень любят играть в строительные игры, используя при этом мягкие модули, разнообразные виды конструктора, ЛЕГО. Воспитанники строят гаражи для автомобилей, мосты, ворота, различные виды транспорта, городские здания, обыгрывают постройки. Игры и игровые ситуации с персонажами дали нам возможность познакомить, объяснить, сформировать и закрепить представления дошкольников о безопасном поведении на улице, о дорожных знаках и их значениях, о назначении сигналов светофора и т. д. Двигательная деятельность предполагает использование различных подвижных игр, которые направлены больше на использование полученных знаний и имеющегося опыта детей. Очень нравятся ребятам такие игры, как «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и машины», «Найди свой цвет» и другие. На занятиях по физическому развитию с помощью игровых ситуаций развиваем координацию движений и ориентировку воспитанников в пространстве, учим детей ездить на велосипеде по прямой дорожке, по кругу, змейкой, вовремя тормозить. В работе были активно использованы информационно-коммуникационные технологии : это и просмотр мультимедийных презентаций, например, «Виды транспортных средств», «Как перейти дорогу», и просмотр мультфильмов по данной тематике, и прослушивание музыкальных произведений. Увлекает детей и чтение художественной литературы по теме дорожной безопасности : стихи, рассказы, загадки.
Коммуникативная деятельность. Рассматривая с детьми иллюстрации к книгам, в тематических альбомах мы побуждаем детей рассказывать о том, что изображено на той или иной картинке, выразить свое мнение либо дать оценку изображенному событию. Это способствует развитию понимания и осознания детьми опасных и безопасных действий на улице. Вопросы воспитателя могут быть такими: «Как ты думаешь, Зайчик правильно переходит дорогу?», «Расскажи, как бы ты поступил на месте Белочки», «Посмотри внимательно, художник всё нарисовал верно? Почему?» В утренние и вечерние отрезки времени целесообразно проводить беседы с детьми (например, «Мой папа — водитель», «Для чего нужны дорожные знаки», «Наш помощник светофор»). Воспитанники с удовольствием составляли рассказы о разных видах транспорта, а также делились личным опытом: «Что я видел на улице», «Как я перехожу улицу с родителями», «Мы с мамой едем на автобусе» и т. д.
Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе — это, прежде всего, наблюдение во время прогулок за дорогой, проезжающими по ней автомобилями, работой светофора и поведением на дороге пешеходов. Так у дошкольников складывается представление реальных картин дорожного движения, они могут рассуждать об увиденном в ходе беседы, во время игры, могут дать оценку действиям пешехода. Так как прогулки проводятся в разное время года, то можно рассказать детям о том, какие опасности могут поджидать пешехода в разную погоду. Например, нужно быть осторожным в зимнее время года, особенно в оттепель, когда дорога становится очень скользкой, поэтому можно поскользнуться и упасть на проезжей части. На прогулке показываем детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности : «тротуар» и «пешеходный переход», по которому, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На улице удобно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде. Теоретические знания подкрепляются и изобразительной деятельностью. Дошкольники очень любят заниматься рисованием, лепкой и аппликацией по тематике правил дорожного движения. В течение года мы лепили и клеили с детьми деревья, автомобили, дома, рисовали по трафаретам различные виды транспорта, раскрашивали раскраски. Большое внимание в нашем ДОУ мы уделяем работе по взаимодействию с родителями (законными представителями, в ходе которого мы подчеркиваем ту моральную ответственность, что лежит на взрослых: ведь под воздействием нашего поведения формируется поведение ребенка. Родители должны понимать, что нельзя требовать от ребенка выполнение какого-то правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В начале учебного года было проведено анкетирование, которое помогло обозначить проблемы, требующие педагогической помощи, и родительское собрание «Безопасность на дороге». В течение года были созданы специальные памятки и буклеты, содержащие советы родителям по вопросам дорожной безопасности детей. Рекомендации воспитателя вызвали большой интерес и отклик у родителей. В конце учебного года родители совместно с детьми приняли участие в досуге «Пусть горит зелёный свет!», который помог сблизить всех участников воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, родители принимали активное участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы различными атрибутами (лэпбук «ПДД», дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр).
Итак, к концу среднего дошкольного возраста, воспитанники: 1) Научились узнавать и различать виды транспорта по характерным признакам, (легковой, грузовой, пассажирский); 2) Объясняют назначение сигналов светофора; 3) Имеют представление об окружающем пространстве и умеют в нём ориентироваться; 4) Знают некоторые правила дорожного движения; 5) Узнают и называют дорожные знаки («Пешеходный переход», «Дети») Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде показала свою эффективность. Она помогает нашим детям быть уверенными на дороге и способствует снижению травматизма среди детей.