Елена Антонова
Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД N 4» (МБДОУДС N 4)
Конспект ООД по речевому развитию
в средней группе
Тема: «Моя семья»
Воспитатель МБДОУДС N 4
Антонова Елена Васильевна
Сасово 2018г.
Цель: формирование представлений о семье, ее членах.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию в средней группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Образовательные: формировать представление о семье, как о людях, хранящих семейные ценности.
Развивающие : развивать связную речь, умения рассуждать и отвечать на вопросы, систематизация и расширение словарного запаса, развитие речемыслительной деятельности.
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, желание помогать взрослым.
Материалы и оборудование: картинки с изображением членов семьи, семейные фотографии, «волшебный» сундучок с заданиями для воспитанников, чемоданчик с семейными вещами, изображения семейных древ воспитанников.
Предварительная работа: заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей, рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких, беседа «Я и моя семья», наблюдение детей за родителями (что делает дома мама, папа, дедушка, бабушка, как помогают и заботятся обо всех, сюжетно – ролевая игра «Семья».
Виды детской деятельности:
коммуникативная (коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия; художественно-речевая деятельность : сочинение рассказов про семью, отгадывание загадок, беседа;
игровая (дидактические игры «Кто как трудится в вашей семье?» Семейные вещи», с предметами: показ сюжетных картинок, наглядное изучение семейных фотографий и древ);
двигательная (физминутка «Семейная зарядка», пальчиковая игра «Дружная семья»)
Планируемые результаты: воспитанник имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просмотре фотографий своей семьи.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть
Игровой момент «Назови свою фамилию и имя»
Воспитатель:«Здравствуйте, ребята!»
Ну – ка дружно, встаньте в круг,
Я – твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Вы, ребятки, котятки? (Нет)
Вы, ребятки, козлятки? (Нет)
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А, кто вы? У вас, есть имя и фамилия? (Да)
- А, ну-ка не молчите, и скорей их назовите.
Дети называют свое имя и фамилию.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть. Это волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нем? Вот, посмотрите, это книжка с загадками. Вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте внимательно.
Загадки о членах семьи см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
В. : Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А как можно одним словом назвать маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру? (Семья)
Беседа о понятии «Семья» см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 .
- Правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь, бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – это семья. (Воспитатель показывает детям картинки с изображениями семей и одиноких людей). В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.
Ребята, но, послушайте меня внимательно, в семье очень важно жить дружно. Старших что нужно? (слушаться, помогать им, а младших нужно? (защищать, заботиться о них, жалеть).
В. : Друзья мои, а сейчас мы с вами встанем возле своих стульчиков и поиграем с нашими пальчиками в игру, которая называется
«Дружная семья». см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
В. : Молодцы, ребятки. Интересно, что еще есть в нашем волшебном сундучке. Посмотрим?
(Очки)
- А кто носят очки?
(Бабушки, дедушки)
В. : У кого есть бабушки и дедушки, поднимите руки?
Дети выполняют задания.
В. : Саша, а ты скажи нам, пожалуйста, как зовут твоего дедушку? Кирилл, а как зовут твою бабушку?
(Индивидуальные ответы детей).
- Хорошо, когда есть бабушки и дедушки, они заботятся о вас: и вкусно накормят, пожалеют и приласкают.
-Ребята, а теперь мы с вами отдохнё м немножко:
Физ. минутка: «Семейная зарядка» : см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
В. : А в волшебном сундучке еще что-то лежит, сейчас посмотрим. Дидактическая игра с мячом «Кто как трудится в нашей семье?»
- Молодцы, какие, всё вы знаете, а сейчас я узнаю, кто и как трудится в вашей семье? Встанем возле своих стульчиков. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и сказать, кто же выполняет ту или иную обязанность у вас в доме: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или вы.
Например: - ходит на работу? Кто?
( Ответы детей: мама, папа)
-готовит пищу?
- ходит в магазин за продуктами?
- учит уроки?
- вяжет носки, варежки?
- наводит дома порядок: пылесосит, вытирает пыль, моет полы?
- играет в игрушки?
- шьет?
- ухаживает за комнатными растениями?
- стирает и гладит белье?
- читает?
- мастерит?
Игра «Семейные вещи».
- Друзья мои, нужна ваша помощь. Надо разобрать семейные вещи в чемодане. Вы будете подходить ко мне по одному и доставать из чемодана по очереди вещи, и говорить, кому из членов семьи она принадлежит (губная помада, галстук, очки, молоток, газета, туалетная вода, пустышка, туфель, юбка, рубашка, шляпа, мяч, вязальные спицы, клубок ниток, расчёска и т. д.).
- Молодцы, славно потрудились, помогли разобрать семейные вещи.
В. : Скажите мне, пожалуйста, как друг к другу обращаются в семье?
(Индивидуальные ответы детей).
- Правильно, в семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. А сейчас и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково», и назовём всех своих членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я буду называть вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково.
Например: «Мама – мамочка (мамуля)»;
Папа – папочка, папенька, папуля;
Дочь-доченька, дочурка;
Сын – сынок, сыночек;
Сестра – сестрёнка;
Брат – братишка;
Бабушка – бабуля;
Дед – дедушка, дедуля».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для всех вы подобрали.
Воспитатель:А теперь давайте, откроем наш волшебный сундучок. Ребята, посмотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко. Воспитатель открывает сундучок и показывает сердечки из цветного картона. - Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно!
Рефлексия.
Ребята, я хочу, чтобы вы в своей семье были счастливы, никогда не грустили и всегда улыбались.
Итог занятия:
В. :Итак, ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? (О семье).
Давайте еще раз перечислим всех членов семьи. И теперь мы с вами знаем, что в настоящей семье любят и заботятся друг о друге. Живут дружно и весело.
Перечень методической литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой
2. А. Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов – СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010г
3. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
4. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
5. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : -М. : Просвещение, 2001.
6. В. С. Мартышин «Твоя родословная» Учебное пособие. М. : Школьная пресса. 2000г.
7. Т. Д. Пашкевич «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. П – Волгоград: Учитель, 2012.
8. Л. Н. Попова. Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л. Н. Попова, М. Н. Гонторевская. Практические материалы- М. :»ТЦ Сфера» 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
9. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика – синтез, 2008г.
10. Журнал Дошкольное воспитание – 2005г., №3 «Родовое дерево»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Загадки о членах семьи.
Цель: формирование представлений о семье, ее членах.
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Картинки с изображением членов семьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Цель: развитие мелкой моторики рук, речи, внимания, способности сосредотачиваться, воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребёнком.
«Знаю я, что у меня дома дружная семья :
Это – мама, это – я.
Это – бабушка моя.
Это – папа, это – дед.
И у нас разлада нет».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Физ. минутка: «Семейная зарядка» :
Цель физкультминутки: снятие утомляемости детей, восстановление физических сил дошкольников.
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьей. (ходьба на месте).
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает, опускает (руки вверх и вниз,
Папа приседает (приседание,
Повороты вправо – влево (повороты всем корпусом,
Делает мой братик Сева,
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Изображения семейных древ воспитанников.
Цель: формирование элементарных представлений о семье и родственных отношениях.