Лариса Коробейникова
Организация повседневной жизни в детском саду по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для педагогов по презентации на тему: «Организация работы по речевому развитию
с детьми средней группы»
Воспитатели и специалисты МДОУ №28 работают с детьми по ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
Одной из ведущих задач, которую решают педагоги нашего учреждения, является развитие речи детей.
Публикация «Организация повседневной жизни в детском саду по речевому развитию» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка.
Актуальность речевого развития детей
Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. В нашей работе, речь – это главный инструмент, с помощью которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с нами, дети реализуют себя как личности. О развитии личности ребенка невозможно судить без оценки его речевого развития. В психическом развитии речь имеет исключительное значение. Речь – это ядро, находящееся в центре многих линий развития (мышления, памяти, воображения и эмоций). Развитие высших отделов психики тесно связанно с развитие речи, ведь именно от овладения связной речью зависит успешность обучения в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Именно поэтому проблема развития речи является наиболее актуальной задачей педагогического процесса. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
Основные задачи
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей:
грамматического строя речи,
связной речи —диалогической и монологической форм;
формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Основные направления работы по развитию речи детей :
- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)
- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову
- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове)
- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)
В работе по развитию речи используются следующие методы:
Наглядные:
- Наблюдение во время экскурсий и прогулок; - Рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; - Словесное описание игрушек и изображений; - Пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов. Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
-Рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические:
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические упражнения;
-Пластические этюды;
-Хороводные игры.
Принципы развития речи :
Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общих дидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др.
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.
2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.
3. Принцип развития языкового чутья («чувства языка»).
Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка.
Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения.
С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.
4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, формирование творческой речевой способности.
5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.
6. Принцип обеспечения активной речевой практики.
Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.
7. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.
Для развития речи используются разнообразные средства:
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
В своей работе по развитию речи, мы используем сделанный нами лепбук. Эта работа направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Дети выполняют определённые задания, способствующие развитию речи : отгадывают загадки, учат стихотворения, составляют рассказы, прослушивают, а затем пересказывают литературное произведение. В ходе работы с лэпбуком наши дети получают новые знания по темам, а внесение лэпбука в предметную пространственную развивающую среду в группе, позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.
Речевое развитие в игровой деятельности детей
Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении.
Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А. П. Усова).
Сюжетно – ролевые игры
Сюжетно – ролевая игра в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях, другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе.
Мы используем разные сюжетно ролевые игры:
«Кафе»
«Парикмахер»
«Больница»
Подвижные игры.
Дидактические игры
На сегодняшний день мы используем много игр, вот некоторые из них.
"Найди слово противоположное по смыслу" (антонимы). Например: "Снег белый, а земля. ".
1) Игра «Цепочка слов»
Цель: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.
2) Игра «Живые буквы»
Цель: закрепить навыки звукобуквенного анализа.
3) Игра «Топни - хлопни»
Цель: научить ребенка различать похожие между собой звуки.
4) Игра «Выбери картинки»
Цель: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.
И многие другие.
Игра: «Знакомство»
Цель: учить детей знакомиться с новыми людьми. Развивать навыки речевого общения. Воспитывать культуру поведения.
Игра: «Похвали автора»
Цель: учить детей выражать свои положительные эмоции по поводу работ других детей. Развивать навыки речевого общения. Воспитывать доброжелательность и эмпатию.
Игра: «Встреча с другом»
Цель: учить детей правильно общаться при встрече с друзьями и знакомыми. Развивать навыки речевого общения. Воспитывать эмпатию и культуру поведения.
И многие другие.
Речевое развитие в театрализованной деятельности
Речевое развитие детей в образовательных областях
Беседа после чтения;
Рассматривание;
Игровая ситуация;
Дидактическая игра;
Интегративная деятельность
Чтение;
Беседа о прочитанном;
Игра-драматизация;
Показ настольного театра;
Разучивание стихотворений;
Театрализованная игра;
Режиссерская игра
Проектная деятельность;
Решение проблемных ситуаций;
Разговор с детьми
Режимные моменты
Ситуация общения в процессе режимных моментов;
Дидактическая игра;
Чтение (в том числе на прогулке);
Словесная игра на прогулке;
Наблюдение на прогулке;
Труд;
Игра на прогулке;
Ситуативный разговор;
Беседа;
Беседа после чтения;
Экскурсия;
Интегративная деятельность;
Разговор с детьми
Разучивание стихов, потешек;
Сочинение загадок
Окружающая среда
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажё ры:
• вертушка;
• наборы различных семян для выкладывания картин;
• маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;
• волчки;
• различная мелкая мозаика;
• шнуровки;
• пальчиковый театр;
• счетные палочки;
• матрешки;
• бусины;
• массажный шипастый мячик.
Уголок книги
Цель: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
- детские книги по теме недели;
- любимые книги детей (книги по интересам);
- сезонная литература;
- тематические альбомы;
Уголки для игровой деятельности детей
Самостоятельная деятельность
Сюжетно-ролевая игра;
Подвижная игра с текстом;
Игровое общение;
Все виды самостоятельной детской деятельности
предполагающие общение со сверстниками;
Хороводная игра с пением;
Игра-драматизация;
Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка;
Дидактическая игра
Использование современных технологий в работе с детьми:
обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Совместная работа с специалистами
С воспитателем по физической культуре
С логопедом
С психологом и музыкальным руководителем
Работа с родителями
Вывод: таким образом, при использовании целей и задач по развитию речи и художественной литературы, а также, с использованием дидактических игр, пособий, а в частности лепбука, и происходит организация работы по развитию речи в повседневной жизни
Спасибо за внимание!