Елена Акимова
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Лови да бросай – слова называй»
Цель: учить подбирать существительные к прилагательным, которые обозначают цвета, продолжать развивать воображение у детей и закреплять названия цветов.
Оборудование: мяч.
Ход игры: педагог бросает мяч, называя определенный цвет предмета, ребенок возвращает его, называя подходящее существительное.
Например: зеленый крокодил, красная клубника, желтый лимон…
«Ласковые словечки»
Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развивать ловкость и быстроту реакции.
Оборудование: мяч.
Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, называя какое-либо существительное, ребенок, возвращая его, произносит его «ласково», например: стол-столик, снег-снежок, нога-ножка…
«Эхо»
Цель: игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия.
Оборудование: мяч.
Ход игры: педагог громко произносит любой гласный звук, бросая мяч, а ребёнок повторяет его, но тихо, возвращая мяч.
Воспитатель громко говорит: «А-А-А», ребёнок-эхо тихо отвечает: «а-а-а» и т. д. Можно использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т. д.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: Картинки, изображающие предметы одежды, самолёт, куклу, собаку, солнце, дождь, снег.
Ход игры: приходит Незнайка с картинками. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т. д.
«Четвертый лишний»
Цель: закреплять умение детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Оборудование: мяч.
Ход игры: бросая мяч, педагог называет четыре слова, ребенок, возвращая мяч, должен определиться с выбором лишнего слова. Например: юбка, кофта, брюки, ботинки; огурец, кабачок, свекла, яблоко.
«Чего не стало?»
Цель: развивать внимание и наблюдательность, закреплять названия овощей (фруктов).
Оборудование: макет овощей (фруктов).
Ход игры: педагог выкладывает на столе 4 овоща, дети произносят названия овощей. Затем воспитатель просит запомнить, что лежит на столе, после чего дети закрывают глазки. Педагог прячет один из предметов, дети открывают глаза, пытаясь вспомнить, какого овоща не хватает.
«Горячий-холодный»
Цель: закреплять употребление в лексиконе детей слов-антонимов.
Оборудование: мяч.
Ход игры: бросая мяч, педагог называет прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, произносит слово с противоположным значением. Например: узкий-широкий, прямой-кривой, светлый-темный и т. д.
«Отгадай предмет по названиям его частей»
Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.
Оборудование: мяч.
Ход игры: педагог бросает мяч, называя части какого-нибудь предмета (объекта, ребенок, возвращая мяч, должен назвать этот предмет.
Например:
- голова, туловище, лапы, крылья (птица)
- ствол, листья, кора, крона (дерево)
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря ребенка, развитие памяти, воображения и ловкости.
Оборудование: мяч.
Ход игры: называя глагол, педагог бросает мяч, а ребенок, возвращая его, называет существительное, которое должно подойти к глаголу. Например: плывет – рыба, корабль, пароход, дельфин; летит – птица, стрекоза, самолет и т. д.
«Найди ошибку»
Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Оборудование: игрушечные животные.
Ход игры: воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?». Дети отвечают: «Нет». «А что может делать собака?» Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
«Так бывает или нет»
Цель: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Ход игры: воспитатель рассказывает историю, в которой дети должны заметить то, чего не бывает. Например: «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»
«Когда это бывает»
Цель: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Оборудование: картинки с изображением жизни детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д.
Ход игры: педагог раскладывает картинки, дети выбирают себе любую картинку, рассматривая ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, объясняя свой выбор. Затем день, вечер.
«Дерево, кустарник, цветок»
Цель: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.
Ход игры: ведущий произносит слова: «Дерево, кустарник, цветок…» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех. Ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
«Кто кем (чем) будет?»
Цель: развивать речевую активность, мышление.
Оборудование: мяч.
Ход игры: педагог, бросая мяч, задает вопрос: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука и т. д.». Ребенок, возвращая мяч, должен ответить на поставленный вопрос. Например, яйцо будет цыпленком (утенком, птенчиком).
«Что умеют делать звери?»
Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Ход игры: получая картинку с изображением животного, ребенок должен рассказать, что умеет делать это животное, чем питается, как двигается. Например, белка умеет прыгать с ветки на ветку, на зиму делает припасы: орехи собирает, грибы сушит.