Илона Осипова
Реализация духовно-нравственного воспитания в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ
▼ Скачать
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Можно говорить о трёх видах здоровья : о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
• Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Публикация «Реализация духовно-нравственного воспитания в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Темочки
• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
• Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определённом человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Здоровый и духовно развитый человек отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей жизни, стремится к самосовершенствованию.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Одним из таких механизмов является духовно-нравственное воспитание.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
Формирование :
• ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека : физического, нравственного (душевного, социально-психологического (здоровья семьи и дошкольного коллектива);
• элементарных представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
• понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• готовности выполнять санитарно-гигиенические правила, соблюдать здоровьесберегающий режим дня;
• интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
• первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;
• первоначальных представлений о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
План духовно-нравственного развития и воспитания :
• составление здоровьесберегающего режима дня;
• поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил труда и отдыха;
• беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
• беседы о правильном питании, о вредных и полезных для здоровья привычках;
• беседы с педагогами, медицинскими работниками, родителями (законными представителями);
• непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию в спортивном зале, на тренажерах;
• спортивные соревнования: «Мама, папа, я – спортивная семья»; «Мы защитники Отечества»; «День здоровья»; «Весёлые старты»;
• подвижные игры на прогулке;
• динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, бодрящая гимнастика.
Планируемые результаты:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
• подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом).
Важно работать и с родителями в этом направлении, потому как для родителя нет большей радости, чем здоровый и радостный ребенок.
Для родителей создан «уголок здоровья», проводятся анкетирование, опросы, консультации, направленные на просвещение и развитие родителей в области здоровьесбережения. Проводятся досуги и совместные мероприятия, посвященные здоровью.
Следует помнить, что ребенок даже в очень хорошем саду оказывается отдаленным от родителей, если они стремятся удовлетворить лишь органические и материальные его потребности, забывая о психологических и духовных. Заботясь о телесном благополучии нельзя забывать о внутреннем мире ребенка.
Таким образом, главной задачей детского сада является приучение ребенка с детства к правильному образу жизни, к осознанию ценности своего здоровья и зависимость от него здоровье его будущего – выбор профессии, рождение детей, продолжительность жизни и сохранение нации. Это, конечно, сложно осознать дошкольнику, но уже в этом возрасте нужно закладывать основы мировоззрения, связанные со здоровьесбережением.