МААМ-картинки

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей с 2–3 лет»

Раиса Маркс
Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей с 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Психологические особенности детей 2 – 3 лет»

В дошкольном возрасте идёт быстрое формирование личности ребёнка. Л. Н. Толстой писал: «От 5-ти – летнего ребёнка до меня – один шаг, а от новорожденного до 5-ти – летнего – страшное расстояние».

Публикация «Выступление на родительском собрании „Психологические особенности детей с 2–3 лет“» размещена в разделах

Ребёнок переступает 2-х – летний возраст, имея на вооружении две важнейшие функции: самостоятельную ходьбу и речь. Способность передвигаться значительно расширяет рамки окружающего мира и тем самым создаёт возможность для интенсивного накопления индивидуального жизненного опыта. Овладение словом позволяет познавать мир на основе общечеловеческой культуры.

Одним из главных следствий перехода на новый этап жизнедеятельности является выделение собственного существа из окружающего мира. Формируется чувство «Я», самоощущение, но не самооценка. Малыш считает себя своего рода властелином мира, где всё совершается для его удовольствия. Поэтому всё, что вызывает неудовольствие, воспринимается как страшная несправедливость и порождает бурную реакцию протеста. Его желания многочисленны, но неопределённы, сильны, но переменчивы. Главное – это приятное самоощущение состояния: «Я хочу!». Здесь и кроется источник разнообразных капризов, противоречивых требований.

Все детство можно условно разделить на несколько периодов:

- раннее детство (1 – 3 года);

- дошкольное детство (3-7 лет);

- школьное детство (7 – 10 лет).

В каждом периоде выделяют, так называемую, ведущую деятельность.

В раннем детстве – это общение, в школьном – учеба, а в дошкольном возрасте -игра.

В формировании речи можно заметить один весьма замечательный этап, наглядно отражающий психологические перестройки. Если до 2-х лет ребёнок называет себя в 3-ем лице «Вовино пальто», то к трём годам начинает употреблять местоимение «Я» : «Я хочу!», «Мне больно!», «Моё пальто!».

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

Для детей характерна импульсивность. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этом возрасте начинает складываться и произвольность поведения. У детей к 3 годам появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом

Ребенок 2 лет эмоционален, чувствителен к похвале или порицанию взрослого. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. Ребенок учится общаться со сверстниками. Для детей 2-3 лет характерна игра рядом, т. е. дети играют в одиночку. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 3 годам объединяются в небольшие группки по 2 - 3 человека.

В возрасте 2-3 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом. Ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

К 3 годам начинается четкое осознание ребё нком: кто он и какой он. Этот возраст характеризуется как «трудный». Это период «кризиса 3 лет». Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми и сверстниками. Временные рамки кризиса ограничивается примерно 1 годом. И если 3 года – это пик кризиса, то плюс-минус полгода. Кризис 3 лет проходит под девизом: Я – сам! Внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых, идёт противоречие между «хочу и могу». Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, тогда ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности. При успешном преодолении кризиса, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире.

2-3 летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; учится пользоваться носовым платком, расческой).

В раннем возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребёнка. Раннее детство - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов.

Внимание. В 2-3 года внимание непроизвольное и крайне неустойчиво:. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 6 - 10 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно.

Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.

В раннем возрасте значительно совершенствуется память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов.

В раннем возрасте продолжает развиваться восприятие: цвет, форма, вкус, величина. Восприятие носит предметный характер, т. е. свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом (трава зеленая, лимон кислый и желтый). В 3 года ребенок должен знать 6 основных цветов, знает названия круга, квадрата и треугольника. Ребенок уже достаточно хорошо воспринимает пространство квартиры, группы.

Моторика рук. Детям, особенно в начале третьего года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину, поскольку крупная мускулатура в своём развитии опережает мелкую. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики. По умелости детской руки судят об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Нейрофизиологи и психологи отмечают взаимосвязь мозга и руки, сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Необходимо развивать мелкую моторику:

Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации детей в этот период, поэтому он легко всему верит и следует наглядному примеру. Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след и влияют на поведение во взрослой жизни. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм.

Этот период в жизни ребенка требует разнообразных игрушек, необходимы:

– настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные игрушки, конструкторы; –кубики, мозаики, вкладыши и другое оборудованием для развития мелкой и крупной моторики.

– принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы);

– книги и дидактические материалы.

ПОКАЗАТЕЛИ УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

Учатся вежливости: называть взрослого по имени и отчеству, здороваться и прощаться.

• Учатся благодарить взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание.

• Учатся бережно относиться к вещам, игрушкам; пользоваться ими по назначению; убирать на место.

Учатся соблюдать элементарные правила поведения: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.

• Учатся доброте, взаимопомощи, дружбе. Учатся помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами. Говорить правду, не обманывать, внимательно слушать сверстника, разговаривать в приветливой форме.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Культурно – гигиенические:

• Формируется привычка следить за своим внешним видом, опрятностью в одежде.

• Учатся правильно пользоваться расчёской, мылом, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на своё место.

Формируются навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережёвывать пищу с закрытым ртом.

• Учатся правильно пользоваться ложкой, вилкой.

Познание:

• Находят в окружающей обстановке много предметов и один.

• Сравнивают два предмета, разные по величине (большой-маленький).

• Узнают и называют круг, квадрат, треугольник.

• Учатся ориентироваться в пространстве. Понимают слова: верхняя, нижняя.

Формируется представление о частях суток: утро – вечер, день – ночь.

Продуктивная деятельность:

• Знают и называют основные детали строительного материала.

• Сооружают несложные постройки.

• Знают и называют основные цвета.

• Правильно работают карандашом и кистью.

• Изображают простейшие предметы.

• В лепке применяют разные приё мы: скатывание прямыми, круговыми движениями, сплющивание, соединение, защипывание краёв формы кончиками пальцев.

Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении :

1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями, хотя и с совершенно унылым видом.

3. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. «Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях

4. Яркое проявление самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты с взрослыми

5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота»

6. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. 3 – летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.

Публикации по теме:

«Правила для родителей и права детей». Выступление на общем родительском собрании Добрый день, уважаемые родители! Мне представилась возможность выступить здесь от лица всех педагогов нашего детского сада. Хочу напомнить.

Выступление на родительском собрании «Возрастные особенности детей в средней группе» Тема: «Возрастные особенности детей в средней группе» На данном этапе очень важную роль играют особенности детей 4-5 лет, от которых зависит.

Выступление на родительском собрании «Безопасность на дороге» Родительское собрание в гр. № 3 «Подсолнушки» Тема: Безопасность на дороге. Предварительная работа: Анкета для родителей «Ребенок и.

Выступление на родительском собрании «Физическая готовность детей к школе» Старший дошкольный возраст относится к психомоторному этапу формирования психики ребёнка, когда двигательная активность самого ребёнка играет.

Выступление на родительском собрании с элементами тренинга «Адаптация и социализация детей к условиям детского сада»Выступление на родительском собрании с элементами тренинга «Адаптация и социализация детей к условиям детского сада» Выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация и социализация детей» Педагог- психолог МБДОУ №27 «Аленький цветочек» Лисовенко.

Выступление на родительском собрании в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Возрастные особенности ребенка 5 - 6 лет Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

Выступление на родительском собрании «Здоровье детей в руках родителей» Подготовила: учитель-логопед Подрезова И. А. МБОУ ЦО № 17 им. Героя Советского Союза И. П. Потехина г. Тула 2017 год На сегодняшний день,.

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в первой младшей группе «Адаптация детей 2–3 лет к детскому саду»Выступление педагога-психолога на родительском собрании в первой младшей группе «Адаптация детей 2–3 лет к детскому саду» Выступление педагога-психолога на родительском собрании в 1-ой младшей группе «Адаптация детей 2 – 3 лет к детскому саду»Здравствуйте, уважаемые.

Выступление психолога на родительском собрании во второй младшей группе «Кризис трех лет» МБДОУ – детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова КРИЗИС 3 - х ЛЕТМатериал родительского собрания во 2-ой младшей группе педагога-психолога.

Задержка речевого развития у детей 2–3 лет. Выступление учителя-логопеда на родительском собранииЗадержка речевого развития у детей 2–3 лет. Выступление учителя-логопеда на родительском собрании Здравствуйте, уважаемые родители. Приглашение учителя – логопеда на родительское собрание – это всегда очень ответственно. Тем более приглашение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей с 2–3 лет»
Опубликовано: 24 ноября 2017 в 19:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей с 2–3 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Маркс (УИ 613988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД