Светлана Кузнецова
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в первой младшей группе «Адаптация детей 2–3 лет к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в 1-ой младшей группе «Адаптация детей 2 – 3 лет к детскому саду»
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами первое родительское собрание. Наше дошкольное учреждение это большая и дружная семья объединенная одними целями и задачами. У нас одиннадцать разновозрастных групп, давайте познакомимся, я предлагаю Вам игру «Интервью».
Публикация «Выступление педагога-психолога на родительском собрании в первой младшей группе „Адаптация детей 2–3 лет к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Родители передают подушечку представляются и рассказывают немного о себе.
Теперь посмотрим как мы будем действовать сообща, давайте встанем в круг (родители и педагоги) и поиграем в игру «Парашют».
Игра «Парашют»:
• «На арене цирка» поднимаем парашют вверх, а названный взрослый подныривает в отверстие и делает любое движение, 2 – 3 раза.
• «Мячики» все держат парашют и пытаются удержать мяч, чтобы он не упал на пол в отверстие, и наоборот все стараются сбросить мячи в отверстие (3 – 4 мяча).
Родители рассаживаются на свои места.
Позади пеленки и распашонки, и семья принимает решение отдать ребенка в дошкольное учреждение.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное. учреждение.
Адаптация - это процесс развития приспособительных реакций организма и ответ на новые для него условия. (Балл Г. А.)
А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между возможностями человека и требованиями среды.
Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
• творческий, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливать ее к себе, и таким образом приспосабливаться сам;
• конформный, когда человек просто привыкает. Пассивно воспринимая требования и обстоятельства среды;
• избегающий, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Совокупность факторов влияющих на ребенка дифференцирует детей на:
• легкоадаптирующихся, такие дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении,
• трудноадаптирующихся, для которых приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни (привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно).
• Есть и еще одна группа – это так называемые «несадиковые дети», которые так и не могут привыкнуть к условиям общественного воспитания.
Основные неблагоприятные факторы, предшествующие поступлению ребенка в ДОУ (Спивак Е. М.):
1 Отягощенное течение беременности
2 Осложнение в родах
3 Неблагоприятные факторы микросоциума
4 Проявления перинатальной патологии ЦНС на первом году жизни
5 Наличие эмоциональных нарушений до поступления в ДОУ
6 Задержка речевого развития до момента поступления в ДОУ
7 Отсутствие необходимых навыков
8 Нарушение режима дня
Проблемы адаптации
Первая проблема – связана с состоянием здоровья детей, к нам в группу «Вишенка» поступают воспитанники с II, III, IV группой здоровья, c нарушением опорно-двигательного аппарата.
Характеристика групп здоровья
II группа здоровья – дети:
• с факторами риска возникновения патологии различных органов и систем, а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания;
• общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития);
• дефицитом массы тела или ее избытком;
• часто и /или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
• рековалесценты после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний;
• физическими недостатками после травм или операций, но при сохранности соответствующих функций.
III группа здоровья – дети:
• страдающими хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии с редкими обострениями, сохраненными или компенсированными возможностями при отсутствии осложнений основного заболевания;
• с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций.
IV группа здоровья – дети:
• страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или их неполной компенсацией;
• хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями;
• осложнениями основного заболевания, что требует поддерживающей терапии;
• физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможность обучения и труда ребенка.
Вторая проблема – у детей с НОДА, нарушен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций. Поэтому у детей поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Контроль нервно-психического развития детей раннего возраста осуществляется воспитателями, педагогом – психологом и врачом – педиатром, с момента поступления ребенка в детский сад и до 3 лет, по эпикризным срокам (по Печора К. Л., Аксариной М. Н., Пантюхиной Г. В).
Параметры НПР:
1. Понимание
2. Активная речь (грамматика, вопросы)
3. Сенсорное развитие (цвет. форма)
4. Игра и действия с предметами
5. Конструктивная деятельность
6. Изобразительная деятельность
7. Движения
Третья проблема – недоверие родителей дошкольному учреждению. В последние время участились обращения родителей по поводу как активного так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т. е. дизадаптации.
Ребенок — это самая большая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад, «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство (обидят, не накормят, не переоденут и т. п.).
Повышенной тревожности, страхом, недоверию, фантазиям родителей способствует СМИ, телевидение, интернет «стращает», все новыми и новыми ужасными сюжетами о жестоком обращении в детском саду с детьми. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает неприятие родителями детского сада и тоже начинает испытывать страх и тревогу. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается.
Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда это закончится?»
Дети привыкают к детскому саду по-разному:
• кто-то из воспитанников с первых дней ходит в детсад с радостью, и даже вечером не хочет идти домой но, это скорее исключение из правил,
• кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает со слезами.
Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.
Выделяют 3 фазы адаптационного периода:
Легкая - длится от 1 до 16 дней.
Средняя - длится от 16 до 32 дней.
Тяжелая -может длиться до 64 дней.
Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду
1. Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
не сформированы культурно-гигиенические навыки;
он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
2. Состояние здоровья.
Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.
3. Биологические причины:
сильный токсикоз у мамы в период беременности;
осложнения при родах;
болезни в первые три месяца жизни.
4. Индивидуальные причины.
Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
5. Условия жизни в семье.
Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, на дачу, то он гораздо быстрее привыкнет к новым условиям в детском саду.
6. Ограниченное общение со сверстниками.
Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.
Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
• Первую неделю малыша приводят к девяти часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы ребенок был накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в непривычной для них обстановке. Первую неделю мама находится в группе вместе с малышами, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой.
• Вторую неделю малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребенок обедает в ее присутствии.
• Третью неделю малыш остается на обед, после обеда его забирает мама.
• Четвертую неделю ребенок уже может остаться на дневной сон, родители могут забрать его сразу, как только он проснется.
• Педагог-психолог проводит срез эмоциональных состояний в адаптационный период «Цветок настроения».
• Педагог-психолог с первого дня пребывания ребенка в детском саду ведет лист адаптации в течение одной недели ежедневно, а затем лист передается воспитателям до окончания адаптационного периода. Лист адаптации ведется в течение 1 месяца, при необходимости – больше. Один раз в неделю психологом проводится недельный анализ адаптации, на основе которого даются дальнейшие рекомендации родителям и воспитателям.
• Воспитателям ведут лист адаптации до окончания адаптационного периода.
• Врач определяет степень адаптации и дает рекомендации родителям и воспитателям.
Критерии адаптации
• Пониженное настроение (отрицательные эмоции) - как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.
• Гнев - порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице.
• Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг".
• Игровая деятельность – «заводила» в играх, выдумывает новые варианты игры, показывает, хохочет.
• Социальные контакты (социальные навыки) - малыш обычно любит контактировать с людьми, сам, выбирая повод для контакта.
• Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.
• Двигательная активность (моторика) - во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
• Дисциплина - во время адаптационного процесса ребенок может быть малопослушен, игнорировать или крайне плохо воспринимать правила, нормы поведения в коллективе.
• Сон - вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать.
• Аппетит – чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку.
Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду
Игра — важный вид деятельности для ребенка, с помощью них можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду. Детям очень нравятся разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песни, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Такие игры помогают переключиться с плача на веселое хлопанье в ладоши, радостное топанье ногами, создает положительный эмоциональный настрой. Поиграйте со своими малышами в такие игры:
1. «Детский сад»
• «Дети собираются на прогулку»;
• «Дети на музыкальном занятии»;
• «Дети приходят в детский сад»;
• «Дети делают зарядку» и т. д.
Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
2. «Сочиняем сказку»
Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Медвежонок. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Медведица отвела Медвежонка в детский сад, а сама ушла за медом. Медвежонку сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за медвежонком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».
3. «Хорошо-плохо»
Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши, при отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».
Варианты вопросов:
• кататься на машине;
• плакать при расставании с мамой;
• играть с другими детьми;
• стесняться попроситься в туалет;
• самостоятельно кушать кашу;
• мешать детям спать во время дневного сна;
• делать утром зарядку и т. д.
В заключение совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь и играйте с ним, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок перестал плакать и начал ходить в детский сад с удовольствием.
4. Упражнение «Солнышко в ладошке»
1. Обведите ладошку.
2. В центре ладошки напишите ласковое имя своего ребенка или мой малыш.
3. На изображении каждого пальца напишите лучшие качества характера своего ребенка.
4. Вырежете ладошку.
На магнитной доске воспитатель выкладывает солнышко из ладошек.
На эти лучшие качества ваших детей и будем опираться в период адаптации, а отрицательные эмоции, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.
А сейчас предлагаем вашему вниманию фоторепортаж «Один день из жизни детского сада».
Удачи вам и терпения!
Успехов вам в воспитании детей!
Материал: подушечка, фломастеры, ножницы, желтые листочки по количеству участников, парашют, мячики цветные, магнитная доска, смайлик – солнышко.