Ольга Шатова
Современные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящее и будущее общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, норм общественной жизни, сохранением национального достояния.
Сегодня в современном обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. В сознании подрастающего поколения постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными. Искажены представления доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. Происходит отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта народа, ощущается распад морально-этических норм в обществе.
Публикация «Современные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Наиболее полно и ярко роль духовно-нравственного воспитания в развитии ребенка характеризовал К. Д. Ушинский, по убеждению которого, «воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума»
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач, и это заложено в доку-ментах федерального значения:
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей государства установлено «развитие вы-соконравственной личности, разделяющей российские традиционные ду-ховные ценности».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, п. 1) гласит, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокуль-турных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».
В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания ориенти-рованы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоцио-нальный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача духовно нравственного воспитания – воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чув-ствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия детско-го сада и семьи относятся к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Поэтому концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была заложена в методологическую основу разработки и реа-лизации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Целью моей работы по данному направлению является поиск
конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным краем, городом, земляками, народным искусством, формирования основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических качеств. В основе этой работы лежит личностно – ориентированный подход как субъективная форма общения между детьми и взрослыми.
Для выявления уровня воспитания нравственных качеств у старших дошкольников воспитателями была проведена первичная диагностика, ко-торая включала в себя три блока: «Ребёнок и взрослые», «Ребёнок и сверстники» и «Отношение ребёнка к самому себе». Полученные данные свидетельствовали о том, что 32% детей в ситуации нравственного выбора не всегда предлагают способы поведения, соответствующие нравственной норме; оценивают поведение сверстников как положительное или отрицательное, но оценку не мотивируют; не всегда желают поступать в соответствии с нравственной нормой. В результате проведенной диагностики мы выявили, что не все дети обладают высоким уровнем воспитания представ-лений о нравственных качествах, понятий дружбы, взаимопомощи, доброты и осознания нравственных норм.
Эффективность нравственного воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит не только от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми, но и от взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века А. С. Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы». Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение ду-шевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. Нам педагогам надо помочь родителям сохранить духовность детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая есть: с многовековой историей и культурой, самобытностью.
Взаимодействие с семьями воспитанников мы осуществляем на основе принципа единства координации усилий детского сада и семьи, принципа совместной деятельности воспитателей и родителей, действуя сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, идя рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Для выстраивания эффективной работы с родителями мы провели анке-тирование в ходе которого выяснили, что родители понимают значимость духовно-нравственного воспитания. Однако анализ ответов родителей по-казал, что большинство из них плохо осведомлены в вопросах воспитания детей по данному направлению, им необходима педагогическая поддержка.
На основе полученных результатов анкетирования были запланированы различные формы взаимодействия с семьёй, среди которых:
- родительские собрания, семинары;
- «Дни открытых дверей»;
- проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе;
- «Родительская почта»;
- наглядные формы работы : информационные стенды для родителей, пап-ки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные с родителями праздники, спектакли, дни рождения детей;
- «Семейная мастерская»;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).
Формирование духовно-нравственных качеств мы начинаем с раннего возраста. На примерах стихотворений А. Барто цикла «Мои игрушки» малыши учили доброму, бережному отношению к окружающему. Роди-телям для домашнего чтения и обсуждения были рекомендованы произведения таких писателей как В. Осеевой «Волшебное слово», «Синие ли-стья», А. Барто «Вовка добрая душа», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», Л. Толстого «Рассказы для детей» в которых обличают плохое поведение и учат детей правильным поступкам.
На родительских собраниях мы знакомили родителей с задачами, ко-торые стоят перед ними в плане духовно-нравственного развития до-школьника, подчеркивая, что уже в дошкольный период детства необходимо воспитывать начала гуманизма и гуманных отношений с близкими и окружающими людьми, со сверстниками.
Нетрадиционная форма работы с семьей «Родительская почта» помог-ла нам наладить более тесный контакт с семьями. Родители воспитанников имеют возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в детском саду, обратиться за помощью.
Одна из интересных и эффективных форм сотрудничества родителей и детского сада в духовно–нравственном воспитании дошкольника это- проектная деятельность, где родители являются активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями. Нам очень хотелось вызвать интерес у детей к родному городу хотелось, чтобы впе-чатления у наших ребят стали истоками любви к родному городу и к лю-дям, живущим в нем. Так родилась идея воплощения проекта «Семейные путешествия по Белгородской области». Знакомство детей с родным краем, с историческими, культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Итоговым мероприятием проекта стал семейный вечер «Маленький шебекинец». Мероприятие было организовано с целью привлечения внимания к семье, укрепления привязанности к членам своей семьи, вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность. Все родители с большим удовольствием оформили семейную ромашку «Я–Шебекинец», с историей каждой семьи.
Большое значение в духовно-нравственном воспитании дошкольников имеют русские обрядовые праздники. Так сотрудниками детского сада были организованы праздники «Посиделки у самовара», «В горнице», «Рождество», «Масленица», День матери, День пожилого человека, День защитника отечества, День победы, День дружбы, День России и другие познавательные мероприятия о русском гостеприимстве, формирующие знания о декоративно-прикладном творчестве русского народа. В этих мероприятиях активное участие принимали и родители, в ходе которых закрепляли свои знания о истоках русской народной культуры.
Родителям были даны советы по выбору тематики прогулок по род-ному городу, которые способствовали ознакомлению детей с родным краем. Среди них: краеведческий музей, пятисотлетний дуб, Крапивенское и Дмитриевское городище, архитектурные памятники (дом купца Золотарёва, бывшая контора Шебекинского сахарного завода, места связанные с жизнью великих людей, известных земляков. После посещения данных мест, родители совместно с детьми рисовали, как провели выход-ные дни и приносили фото посещения интересных мест. Совместно с ро-дителями был оформлен лэпбук «Мой город». Так же были разработаны и реализованы проекты духовно-нравственной направленности «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель», «Красная книга Белгородской области».
Одна из форм работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, которая прижилась– это «Семейная мастерская». Заинтересованное участие наших родителей в педагогическом процессе помогло создать семейную творческую мастерскую. В мастерской сов-местное творчество детей с их родителями помогло раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, каждой семьи. Встречи в мастерской проходили в разнообразных формах : это были и мастер–классы, игры–занятия.
Наиболее интересными прошел мастер–класс «Герб семьи». Создавая герб своей семьи, ребята и родители отразили основные традиции, историческое начало, ценности своей семьи.
Одной из новых для нас форм взаимодействия с семьями воспитанников стали интерактивные экскурсии по родному краю. Семьи наших воспитан-ников очень любят путешествовать и своими впечатлениями делятся с ре-бятами группы.
Для родителей провела консультации, которые подробно освещали со-держание духовно-нравственного воспитания : «Педагоги и родители-творческий тандем», «Крепка семья - сильна страна», «Использование ди-дактических и народных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Рассмотренные вопросы позволили найти пути для установления тесного взаимодействия с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства: презентации, фильмы, аудиозаписи, которые мы используем на встречах. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поисках нужных сайтов, часто попадая на сайты с сомнительными материалами по воспитанию малышей. Поэтому мы начали аудио - и ви-деотеки, направленной на приобщение семей к нравственным ценностям.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, справедливости, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи позволяет поддержать ста-новление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень ду-ховно–нравственной культуры. Мы уверены, что все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно–нравственному воспитанию детей. Мы не останавливаемся на до-стигнутом и продолжаем искать новые инновационные формы сотрудничества с родителями. Каков человек–таков мир, который он создает вокруг себя.