Светлана Тимофеева
Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовет «Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста»
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я бы хотела с вами поделиться опытом работы по теме «Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста»
Своё выступление мне хочется начать словами Ивана Петровича Павлова
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
снова способствуют развитию мозга».
В настоящее время остаётся актуальной проблема увеличения количества детей с отклонениями как в физическом, так и психическом отклонении, что в результате приводит к эмоционально – личностной неготовности к социуму.
Причина этой проблемы в особенности строения мозга, а также в несформированности у них межполушарных связей. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении. Страдают такие психические процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация, речь, память, моторика и др, которые являются определяющими успешность развития и обучения ребёнка.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а следовательно, и интеллекта. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария мозга в единую, целостно работающую систему. Каждое полушарие нашего мозга отвечает за определенную сферу деятельности. Правое – за пространственную ориентацию, творческие (музыкальные, театральные, художественные и другие) способности, невербальное отношение, воображение. Специализация левого полушария – аналитическое и логическое мышление, математические способности, восприятие речи – устной и письменной, память, склонности к изучению иностранных языков. Умственные способности человека напрямую зависят от согласованной работы обоих полушарий.
А вам, уважаемые коллеги, интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие? Для этого я предлагаю пройти 4 легких теста. Для которых вам необходимо запомнить определенную последовательность букв.
Для начала предлагаю сцепить руки в замок, посмотреть большой палец какой руки оказался сверху. Если палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой руки - то букву П.
Теперь давайте представим, то что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И, соответственно, при закрытом правом глазе, запоминаем букву П, при закрытом левом - букву Л.
Сейчас сложите руки на груди, так называемая поза «Наполеон». Какая же рука оказалась сверху. Запоминайте букву.
Предлагаю поаплодировать. Какая рука была активнее? Запоминаем соответствующую для себя букву. И что же в итоге у нас получилось? Если больше буквы П, то ведущее правое полушарие, если Л - то левое полушарие.
Ведущим видом деятельности ребёнка является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных связей.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов.
Помогут в этом специальные упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Нейроупражнения могут задействовать в своей деятельности не только специалисты коррекционного профиля, но и воспитатели, и родители. Можно ввести эти «мозговые тренировки» в ежедневное расписание даже в качестве утренней зарядки. Заниматься нужно каждый день, не пропуская, но и не настаивать, если ребёнок категорически отказывается. В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задания, например – ускорить темп выполнения, добавлять более интересные движения. Важно, чтобы упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать или менять местами.
Свою работу с детьми я начала с применения элементов нейрогимнастики. Занятия с включением нейрогимнастики приносят детям удовольствие, радость, а самое главное, пользу.
Гимнастику хорошо провести в начале занятия, она способствует снятию повышенной активности, тревожности, концентрируется внимание. Предлагаю нейрогимнастику, которую можно проводить уже с детьми 3 лет. В неё входят такие упражнения, как колечко, кулак-ладонь, кулак на ладонь, пары пальчиков. .
«КОЛЕЧКО».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Слайд. Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист, возьмите в обе руки по карандашу. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные елочки веточки как палочки, колечки, зигзаги. Для детей можно использовать готовые нейропрописи или нейронабор «Рисуй двумя руками».
Слайд. Игра «кулак, ребро, ладонь». Ребенку нужно запомнить три положения руки – кулак, ребро, ладонь. Упражнение выполняется на плоскости сначала правой рукой, потом левой, затем обеими руками вместе.
Слайд. Игра для развития межполушарных связей и зрительного внимания «Этажи». Ребёнок ставит одновременно двумя руками в длинное окошко дав пальчика вместе, в короткие два пальчика раздельно. Для старшего возраста игры «Этажи» - детям раздаётся игровое поле с этажами, на котором написаны цифры в двух столбиках. Цифры слева обозначают, сколько нужно показать пальчиков на левой руке, цифры справа- на правой руке одновременно.
Слайд. Большим успехом пользуются нейроигры из подручных средств. Например, игра на развитие внимания и скорости. Детям предлагается закрыть стаканчиком определённого цвета предмет такого же цвета. Кто быстрее, тот и выиграл.
Итак, чем лучше будут развиты меж полушарные связи, тем выше у ребенка будет развиты интеллектуальные способности, речь, внимание, мышление, социализация. Важным своим помощником считаю нейроигру, одну из здоровьесберегающих технологий, при использовании которой прослеживается положительная динамика в речевых компетенциях дошкольников и интеллекта через движение. Хочется рекомендовать педагогам чаще внедрять этот метод в работе с детьми. Занятия нейропсихологическими методиками полезны не только детям, но и взрослым людям.
Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников.