Шарнова Ирина Петровна
Использование нейропсихологических приемов в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время резко возросло количество детей с отклонениями в психическом развитии. Причем, характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: и в детском саду, и в школе.
В раннем и дошкольном возрасте тревогу бьют педагоги, т. к. многие дети не усваивают программу дошкольного образования. Кроме этого педагоги сталкиваются с гиперактивностью, тревожностью, агрессивностью, повышенной возбудимостью, негативизмом, трудностями общения со сверстниками, страхами и т. д.
Публикация «Использование нейропсихологических приемов в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Многие родители считают, что концу дошкольного возраста все проблемы уйдут. К сожалению, именно в начале школьного возраста нередко проявляются все неблагоприятные особенности развития ребенка, которое выражается в неготовности к школьному обучению: дети испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетными операциями, не способны к логическому мышлению, конструктивной деятельности.
Неуспеваемость в школе часто вызывает у этих детей негативное отношение к учебе, создает трудности в общении с окружающими, с успевающими детьми, учителями, родителями, приводит к конфликтам с ними. Все это может способствовать формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.
Ранняя нейропсихологическая диагностика и последующая коррекция существенно бы снизила количество таких детей.
Напомню, что нейропсихология детского возраста – область нейропсихологии, изучающая взаимосвязь социального функционирования (поведение и обучении) ребенка с формированием его психических функций и личности, с развитием мозга в норме и в патологии, а также исследующая возможности использования получаемых знаний для коррекционно-развивающего обучения.
Именно нейропсихология позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур от дезадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или патохарактерологическими особенностями личности ребенка.
В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно- функциональная модель работы мозга как субстрата психической деятельности.
Многие знают, что согласно этой модели, мозг делится на три структурно- функциональных блока
1- Энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга
2- Блок приема, переработки и хранения информации
3- Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Каждая высшая психическая функция осуществляется при участии всех трех блоков, вносящих свой вклад в ее реализацию. Поражение одного их трех блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, т. к. приводит к нарушению соответствующей фазы ее реализации.
Для понимания актуальной картины сформированности мозговых структур, обнаружения причин трудностей поведения и обучения, определения степени готовности ребенка к школьному обучению применяется нейропсихологическая диагностика. Автором нейропсихологических диагностических проб является Александр Романович Лурия. Для детей дошкольного возраста используется нейропсихологическая диагностика Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е. Диагностика удобная, даны принципы, критерии, шкалы для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе коррекционно- развивающего обучения.
Традиционно методы коррекции детей разделяют на когнитивные и двигательные. А. В Семенович нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ предложила соединить эти два метода, предполагая, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию и развитие всех высших психических функций (ВПФ).
В связи с этим Семенович предлагает метод замещающего онтогенеза. В качестве основополагающего выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогнеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.
Предположим ребенок пропустил этап ползания. Ползание полезно, как минимум, по 4 причинам:
1. Для развития крупной моторики (навык хождения приобретается через ползание)
2. Для эмоционального развития.
3. Для обучения в школе. При ползании иначе развиваются зрительные способности в пространстве. Малыш ползет и вынужден смотреть не только вперед, но и следить за пространством на полу, при этом угол обзора у ребенка составляет 90 градусов. Этот навык пригодится при обучении в школе: сидя за школьной партой, ребенок видит и доску, и тетрадь на парте; это позволяет первокласснику списывать с доски не пропуская буквы, не путая цифры.
В своей работе я включаю элементы метода замещающего онтогнеза в индивидуальную и подгрупповую работу.
Работа по методу замещающего отогенеза предполагает работу с тремя блоками мозга.
1. СТАБИЛИЗАЦИЯ И АКТИВАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА. ПОВЫШЕНИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ СЕНСОМОТОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (1-й ФБМ.
Работа с данным блоком включает в себя:
- дыхательные упражнения (повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, развивают самоконтроль над поведением, эмоциями).
всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям.
-массаж, самомассаж: являются одними из необходимых повседневных мероприятий для профилактики телесных состояний, их психологических аналогов при негативном статусе, общей гармонизации.
Мы используем с детьми упражнения «Домик», «Веселые носики», «Обезьяна расчесывается».
-упражнения для оптимизации и стабилизации общего тонуса тела: используем упражнения «Огонь и лед» (по команде «Огонь!» — дети начинают интенсивные движения всем телом; плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.
«Росток» (суть упражнения в постепенной активизации (росте) части тела при абсолютной пассивности других.
-работа с локальными мышечными зажимами и дистониями- используем упражнение «Две гусенички». Сидя или лежа на спине с согнутыми в коленях ногами, ребенок представляет, что его стопы — гусенички, которые ползут по земле. Сначала они ползут от него, затем — к нему. После этого одна ползет от ребенка, а другая — к нему, и наоборот.
-расширение сенсомоторного репертуара (глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие, развивает межполушарное взаимодействие, способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости)
Используем ряд упражнений :
1) слежение глазами за картинками, развешенными в комнате;
2) слежение глазами идет за предметом, расположенным: -на расстоянии вытянутой руки, - на расстоянии локтя и, наконец, -около переносицы. Взрослый располагает ручку над глазами ребёнка (над переносицей) и плавно перемещает ручку над глазами ребёнка вправо и обратно к середине; влево и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к переносице и от переносицы.
Психолог обязательно следит за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание.
Кроме этого в работу с детьми включаю массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковую гимнастику («пальчики здороваются», «человечек», выполнение различных фигурок из пальцев и т. д., лепку, нанизывание бус, застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, перебор круп и т. п.
В целом весь приведенный выше комплекс, как и развитие мелкой моторики любого вида, является мощным тонизирующим фактором Последовательное включение упражнений в коррекционный процесс приводит к устойчивым результатам: в единой системе они выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, нe только достигая своей собственной цели, но повышая и стабилизируя его общий энергетический потенциал.
Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
У многих детей наблюдается недостаточно отлаженные механизмы парной работы полушарий мозга. Современные дети как раз демонстрируют ситуацию, когда эти системы работают «вразнобой». А это препятствует развитию практически всех психических процессов.
На формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.
Модифицированный вариант «велосипеда» — ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем (ладонью) противоположного колена; одноименного колена; затем снова противоположного колена.
Прыжки на месте на двух ногах: а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например, мяч лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у носков, то у пяток ног); б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая палка, лежит между стопами ног). Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную.
2. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (2-й ФБМ)
1) В работу включаем упражнения для развития тактильных и кинестетических процессов.
• «Хастш. Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек. (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе.
• «Рисунки и буквы на спине и на ладонях» (выполняется в паре, один ребенок рисует, другой с закрытыми глазами должен определить, что нарисовал его друг);
• «Игра с палочками» : ребенок с закрытыми глазами должен разложить палочки разной длины, толщины и фактуры на однородные кучки.
• «Ощупывание фигурок». Из наждачной бумаги необходимо вырезать фигуры (буквы) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т. д.) и величины (большие и маленькие). Рисуем такие же фигурки на листе бумаги, просим ребенка: — на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой; с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных (происходит межмодальный перенос из тактильной в зрительную модальность);
2)Упражнения для развития зрительного гнозиса
-Разрезные картинки
- «Чего не хватает?
-Дорисуй предмет до целого, лабиринт.
Упражнения для формирования пространственных представления
Детям интересны упражнения, в которых психолог дает шуточные инструкции: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т. д.»
Затем переходим к освоению внешнего пространства: здесь используем упражнения «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно вы полняющего команды человека. Педагог- психолог дает инструкцию: «Два шага вперед, один шаг направо. и т. д. Когда ребенок усвоит правила игры и будет безошибочно выполнять команды в игре, переходим на более сложный уровень: играем в непослушного робота, который выполняет все команды на оборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.
«Капризный фотограф». Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо посадить: корову справа от зайца, мишку — слева от мышки и т. д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к графическим диктантам.
3) Упражнения для развития мнестических процессов
Зрительная память
Упражнение «Шапка-невидимка» :сказочный атрибут поднимается на несколько секунд, задача ребенка- запомнить как можно больше предметов, спрятанных под шапкой- невидимкой.
Слухо-речевая память
Упражнение «Магазин» (ребенку взрослый называет предметы, которые надо купить, задача ребенка- запомнить, как можно больше предметов).
3. ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (3-й ФБМ)
1) Упражнения на формирование внимания
Упражнение «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т. п.) все останавливаются, делают два хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.
2)Упражнение на программирование, целеполагание и самоконтроль.
Необходимость произвольной саморегуляции собственного поведения обнаруживает себя (в большей или меньшей степени) повсеместно. Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль — непременные условия адекватности любой деятельности. В процессе занятий происходит постепенное формирование этих навыков. От механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога, с постепенным переходом к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами. Оптимальным приемом для развития произвольной саморегуляции являются предлагаемые на всех этапах развернутые инструкции со стороны психолога, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности создания собственной, целостной и непротиворечивой программы поведения
В дальнейшем он начинает применять усвоенный алгоритм для планирования и оценки деятельности других (сверстников, родителей, психолога, а уже затем овладевает умением самостоятельно выстраивать и регулировать собственную деятельность
Пример, ребенок-ведущий в роли психолога, а остальные — ученики. Предложите этому «учителю» придумать или дать из уже пройденных любое задание, которое выполняют все дети; он же указывает на ошибки и объясняет, как их исправить.
3) Упражнение на развитие коммуникативных навыков
В разминку, в начале занятия, хорошо включать различные парные упражнения, в том числе этюды по согласованным действиям: «пилка дров», «гребля», «перемотка ниток», совместный рисунок, «зеркало» и т. п.
Следующий этап — соревнования, в которых группа разбивается на команды. Условия должны включать как самостоятельную активность каждого ребенка из пары, так и их взаимодействие, когда можно и нужно помогать друг другу, чтобы победить в соревновании.
Использование элементов метода замещающего онтогенеза в работе педагога- психолога способствует развитию у детей внимания, памяти, мышления, улучшению качества усвоения учебного материала, повышению уровня саморегуляции и контроля.