Галина Гирина
Выставки-как пространство познания окружающей действительности
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги и гости моей странички. Хочу поделиться ещё одной идеей. В прошлом году я проводила в школу очередную компанию ребятишек. Начиная со старшей группы мы с ними устраивали различные выставки. Родители были нашими помощниками. Им отводилась очень простая роль - помочь своему ребёнку найти дома подходящий экспонат по теме и принести. Многие откликались: делали поделки, участвовали в конкурсах, даже приобретали книги и игрушки. Для них к собраниям сделала несколько презентаций, после чего больше родителей стали проявлять интерес к жизни детей в саду. Выставки - это не только собрание объектов для рассматривания. Работа строилась следующим образом: непосредственное накопление предметов, поисковая деятельность детей в группе (отобрать книги, журналы, игрушки по теме, выбор места и оформление выставки. Чтобы не увлечься и следовать плану, пришлось сделать "привязки" ко всем или почти ко всем образовательным областям. Подробнее остановлюсь на первой выставке - "Символ года - лошадь".
Публикация «Выставки-как пространство познания окружающей действительности» размещена в разделах
Она возникла спонтанно. После новогодних праздников дети стали приносить в сад игрушки, полученные в подарок. Среди них было много лошадок. Все говорили о наступлении года лошади. Решили принести всё, что у кого есть о лошадях. И уже, когда накопилось достаточно материала, я стала корректировать возникший интерес и вот что из этого получилось. Направление "Познавательно-речевое развитие" :рассматривали картину "Лошадь с жеребёнком"; составляли по ней описательный рассказ; прочли русскую народную сказку "Сивка-бурка", "Слепая лошадь" К. Д. Ушинского; превратили потешку "Конь ретивый. " в считалку, заучили её для новых подвижных игр: "Скачки", "Через спину лошади", "Спутанные кони" с элементами эстафеты, а это уже направление "Физическая культура". Образовательная область "Музыка" : слушали произведение П. И. Чайковского "Времена года. Тройка", закрепили прямой и боковой галоп. Далее образовательная область "Познание. Ознакомление с природой" : знакомились с породами лошадей; вспомнили чем питаются, как защищаются, где встречаются. "Предметное и социальное окружение" : держали в руках настоящие подкову, уздечку, кнут; затронули подтемы: "Лошадь - помощник человека", Лошади и спорт", "Лошадь в Армии". Услышали историю появления саней. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие". Рассматривали репродукции художников с изображением лошадей. Нашлось множество раскрасок.
А ещё мы делали аппликацию лошадок и конструировали из бумаги сани.
Детям настолько понравилась такая форма работы, что они стали инициаторами следующей выставки "Кошки" уже в марте.
Больше месяца интересы ребят вращались вокруг кошек. Что-то повторилось. ИЗ нового: уточнили, какие представители семейства кошачьих водятся в России; кто из них занесён в Красную книгу; Просмотр мультфильма "Кошкин дом" послужил поводом для беседы о пожарной безопасности; принесли настольную игру "Пожарная команда"; из бумаги способом оригами сделали коллективную работы "Кошачий хор"; извлекли костюмы и повторили композицию с утренника "дрессированные тигры"; в настольном театре разыграли сказку "Кот, петух и лиса". Я же познакомила ребят с произведением А. Куркова "Школа котовоздухоплавания". (Найдите, не пожалеете.) Выставка "Собаки", возникшая также по инициативе детей, совпала с праздником Защиты бездомных животных.
После долгих обсуждений остановили выбор на Буратино и устроили выставку литературного героя.
Потом были "Хлебобулочные изделия" с оформлением плаката "Хлеб - всему голова" и пробами на вкус экспонатов. И наливное Яблочко" с беседой о пользе фруктов и овощей, приуроченной к Неделе здоровья и знакомством с Садом-Гигантом (ИКТ, который находится от нас всего лишь в шестидесяти километрах. Разумеется приходилось подправлять годовые и текущие планы, но важнее, на мой взгляд. всё же интерес самих детей. Здесь и мотивации собственно придумывать не приходилось. Вначале это небольшая группка вокруг инициатора, затем к ней подключаются другие дети, любопытствующие родители, заходящие в группу сотрудники сада, гости. Иногда они позже даже пополняли наши выставки. Выставки способствовали развитию у моих воспитанников таких умений и навыков, как использование различных источников информации, любознательности, проявлению интереса к исследовательской и проектной деятельности; воспитанию эстетического восприятия и вкуса, через объекты музыки, живописи и художественное слово. Стали проявлять умение делиться своими впечатлениями с друзьями и взрослыми, высказывать или отстаивать точку зрения, проявлять инициативу. Мне и самой очень нравилось всем этим заниматься, что непременно продолжу теперь уже с новым составом. Не думаю, что повторю вышеперечисленные темы - всё будет зависеть от детей, их любопытства. Главное - не упустить момент возникновения волнующего вопроса. Сожалею, что осталось мало фотографий.