Федоткина Галина Павловна
Комплекс дидактических игр по формированию представлений об окружающей действительности у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры направленные на формирование представлений о признаках времен года (весны, осени, лета и зимы, названий растений, животных птиц и рыб
«4 времени года» (словесная игра)
Цель. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. 4 маленьких карточки с символическим изображением каждого времени года, большие иллюстрации времен года.
Публикация «Комплекс дидактических игр по формированию представлений об окружающей действительности у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Описание. Детям предлагаются 4 маленьких карточки с символическим изображением каждого времени года и большие иллюстрации времен года, ребенку необходимо выбрать иллюстрации со временем года, символ которого он получил и подробно рассказать о нём.
«Угадай время года» (словесная игра)
Цель: закреплять у детей знания и представления об особенностях каждого времени года.
Задачи. Обогащать словарный запас, развивать связную речь, составлять описательный рассказ. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Игровой материал. Картинки по временам года. Прищепки.
Описание. Воспитатель. - Скажи, пожалуйста, какое время года изображено на этой картинке? Правильно. А как ты это понял? А у меня есть еще и маленькие картинки. Но они выпали из этих рамочек, которые подвешены на веревочке прищепками. Эти картинки перемешались с другими. Найди среди них 4 картинки с таким же временем года, как и на большой, и поставь их в рамочки, которые висят на прищепках. Надави пальчиком на прищепку, подставь под нее картинку и отпусти пальчик.
Дидактические игры на тему:
птицы, животные, рыбы
«Назови детёныша» (словесная игра)
Цель. Закреплять знания детей о перелетных птицах и их детенышей, понятие «перелётные птицы» (уметь объяснить). Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность. Активизация детского словаря.
Учить детей из существительного образовывать новые однокоренные слова.
Задание. Назвать птицу и её детеныша.
Материал: разрезные карточки с изображением перелетных птиц с их детенышами.
Описание: Воспитатель предлагает выбрать детям понравившуюся карточку. По карточке рассказать, какая птица изображена на картинке (уточнить это птица перелетная и оседлая, и назвать её детеныша
Грач – грачонок – грачата; аист - … - …; стриж - … - …; журавль - … - …; лебедь - … - …; кукушка - … - …; утка - … - …; гусь - … - …
«Кто как кричит?» (словесная игра)
Цель. Закрепить представления детей об издаваемых животными звуках, а также их детенышах. Глаголы: лететь, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, чирикает, каркает, воркует, трещит, шипеть, гоготать, щебетать, заливаться, кружить, парить, взлетать, опускаться. Выработать представления о повадках, внешних признаках и образе жизни зимующих пт
Материал. Не требуется.
Задание. Подбери нужное слово.
Описание. Воспитатель предлагает детям подобрать нужное слово: «Ласточка – щебечет, соловей – заливается, кукушка – кукует, журавль – курлычет, гусь – гогочет, утка – крякает, жаворонок – звенит. Ворона каркает; голубь … (воркует); воробей … (чирикает); сорока … (трещит).
«В мире животных» (настольно- печатная игра) лото
Цель. Учить детей узнавать перелетных и оседлых птиц; названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелётных, кочующих птиц; Активизация детского словаря: Существительные: ворона, сорока, воробей, дятел, снегирь, синица, голубь, кормушка, помощь, лебедь цапля, утка, скворец, ласточка, соловей, кукушка, журавль, гусь, утка, жаворонок.
Материалы. Лото «В мире животных».
Задание: поиск нужных картинок, соблюдение очередности.
Описание. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: сорока к сороке, воробей к воробью, синица к синице и т. д. (называя птицу и уточняя, перелетная она или оседлая) - и не разу не ошибется, он получает фишку - красный кружок
«Скажи, какая? какой?» (словесная игра)
Цель. Уточнять и углублять знания детей о названиях частей тела птиц (лапки, хвост, крылья, грудь, клюв и т. д.). Учить детей образовать сложных прилагательных.
Материалы. Не требуются.
Описание. Воспитатель - У сороки белые бока – она какая? – белобокая; у синицы жёлтая грудка – она какая? – желтогрудая; у снегиря красная грудка – он какой? - …; у дятла красная голова – он какой? - …; у воробья короткие лапки – он какой? - …; у вороны длинный клюв – она какая? - …
«Зоологическое лото» (настольно-печатная игра)
Цель: Формировать знания детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.
Материал. Зоологическое лото.
Описание. На карточках изображены дикие и домашние животные. Карточки разложены изображением вниз. Дети отсчитывают по 6 карточек. Положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход.
«Узнайте животного по описанию».
Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.
Материал: предметные картинки с домашними животными.
Описание. Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.
Дидактические игры на тему: растения
«Что где растёт» (словесная игра)
Цель: формировать знания детей о том, где растут лекарственные растения; закреплять умение детей различать и называть полевые цветы; развивать активность и самостоятельность мышления.
Материал: мяч.
Описание: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:
- Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)
- Где растёт ромашка? и т. д.
«Садовники» (настольно-печатная игра)
Цель. Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.
Материал. Набор настольно-печатной игры «Садовники».
Игровые действия: дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.
Описание. Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; меленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот. кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.
«Опиши цветочек, мы отгадаем» (словесная игра)
Цель. Учить детей классифицировать растения по их признакам.
Задание: Описать предметы и найти их по описанию.
Описание. Ребенок выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках плода, который надо узнать и назвать.
Дидактические игры, направленные на формирование
представлений о понятиях «вчера» и «завтра
и последовательности дней недели
«Части суток» (игры с предметами)
Цель: Закреплять знания детей о частях суток, их характерных признаках; развивать у детей внимание, логику, находчивость, выдержку.
Материал. Сюжетные картинки, игрушка.
Описание. Взрослый раскладывает на столе 4 картинки-домика, каждый соответствует одной части суток, читает стихотворение о каждой части суток, а ребенок выбирает нужный домик и ставит в него игрушку.
«Домик дней» (словесная игра)
Цель. Дать знания детям о названиях суток «вчера», «сегодня», «завтра» и активизировать их в речи детей. Развивать внимание, находчивость, выдержку.
Материал. Изображение дома с окошками «вчера», «сегодня», «завтра». Карточки со стихами.
Описание. Эта игра поможет детям запомнить названия суток «вчера». «сегодня», «завтра» и активизировать их в речи. Педагог читает детям стихи и предлагает поселить каждое стихотворение в соответствующее окошечко.
Дидактические игры, направленные на формирование представлений
об орудиях и процессе труда представителей
различных профессий
«Кому что нужно» (игра с предметами)
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.
Описание: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
«Найди лишний предмет» (игра с предметами)
Цель игры: учить детей анализировать группировать предметы, развивать внимание, мышление.
Материалы. Атрибуты профессии – «Повар»
Описание: на обозрение выставляются (например, занятие «труд повара») : -две больших кастрюли, одна маленькая кастрюля, чашка, -три чашки разной расцветки и ложка, -кастрюля, чашка, ложка и мяч.
Во всех случаях надо найти лишний предмет.
«Кому что надо?» (игры с предметами)
Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.
Материалы. Атрибуты повара и врача, колпак повара, шапочка врача.
Описание. Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого - шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее, передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты». В процессе игры состав ее участников меняется один или, если позволит время, 2 раза.
Дидактические игры, направленные на формирование
знаний о предметах посуды
«Накроем стол к чаю» (игры с предметами)
Цель. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда». Прививать правила этикета. Воспитывать умение четко выполнять правила игры.
Оборудование. Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.
Описание. Воспитатель объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Дети выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки? Для чего нужно блюдце
«Угадай, что в руке» (игра с предметами)
Цель. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия классификаций посуды (чайная, столовая, кухонная, закреплять в словаре у детей названия предметов посуды. Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов. Обобщать (посуда) и классифицировать (чайная, столовая, кухонная) предметы посуду. Воспитывать умение четко выполнять правила игры.
Материал: кукольная посуда (чайная, столовая, кухонная).
Описание. Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям кукольную посуду. Затем показывает один из предметов посуды. Дети, которые определи у себя такой же предмет посуды, делают два шага к воспитателю и называют этот предмет.
«Что в чём?» (игра с предметами)
Цель. Учить детей образовывать новые существительные слова с помощью суффиксов: Суп в супнице; сахар в …; соль в …; селёдка в …; сухари в …; хлеб в … Ввести в словарь детей новые слова: сухарница, солонка, хлебница и др.
Материалы. Предметы посуды (сухарница, сахарница, солонка, хлебница, селедочница, супница).
Описание. Воспитатель вносит в группу предметы посуды и предлагает детям рассмотреть. Спрашивает, знакомы ли им эти предметы. Выставляя на стол предметы по одному, приговаривает хлеб в хлебнице, сахар в сахарнице и т. д. (дети повторяют за воспитателем).
Закрепление. Дети накрывают «праздничный стол» проговаривая, куда они кладут, наливают, насыпают «продукты» (сахар, соль, сельдь, суп и т. д.).
Дидактические игры, направленные на формирование
знаний о предметах одежды
«Что ты надеваешь на улицу?» (словесная игра)
Цель. Образование существительных ед. ч., В. п., Образование существительных в В. п. с уменьшительно-ласкательными суффиксами и приставкой на. Закреплять знания детей как нужно ухаживать за одеждой. Активизация словаря. Существительные: одежда, комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, юбка, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан, воротник, рукава, карманы.
Материалы. Мяч.
Описание. В-ль. - Что ты надеваешь на улицу? Р. - Я надеваю кофту. Р. - Я надеваю… (Раздаётся плач, стук. Дети прислушиваются…). В-ль. К нам пришла кукла Катя, говорит, что очень хочет на прогулку. (Кукла в майке, плавочках, ботинках и с одной рукавицей). В-ль. Катя маленькая, не умеет одеваться. Просит нас помочь. Дети приглашаются к столу, где разложена одежда). В-ль. Вспомните, что из одежды нужно надеть сначала на Катю. Мы будем надевать на Катю маленькую одежду. Р. -Я надеваю на Катю штанишки.
«Чего не хватает?» (настольно-печатная игра)
Цель. Обогащение словаря по теме «Одежда». Коррекция грамматичной речи. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных винительного падежа единственного числа. Формирование навыка составления предложений из 3-4 слов. Активизация детского словаря: названия деталей одежды (рукава, воротник, карманы).
Материалы. Предметные картинки, разрезанные (на 4 части) и предметные картинки как образцы
Описание. У куртки не хватает одного рукава, у перчаток – пальца, на одном ботинке нет шнурка, у платья – одного манжета на рукаве и т. п. Дети находят нужную карточку.
«Оденем куклу на прогулку» (настольно-печатная игра)
Цель: формировать знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Формировать у детей представления о назначение одежды: верхняя, нижняя (бельё, летняя, зимняя, весенняя, детская, женская, мужская, праздничная, повс.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой.
Описание: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации). Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
«Подбери признак» (словесная игра)
Цель. Продолжать учить детей обобщать предметы одежды одним словом «Одежда». -назначение одежды: верхняя, нижняя (бельё, летняя, зимняя, весенняя, детская, женская, мужская, праздничная, повседневная.
-названия некоторых материалов, из которых шьют одежду.
Оборудование: мяч, кукла и для неё одежда (куртка, свитер, брюки, шапка, шарф, перчатки.)
Описание. Куртка (какая) красная, теплая. Пальто (какое) – короткое. Сапоги (какие) — коричневые …. Шарф (какой) — …