Приложение МААМ

Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у старших дошкольников с ТНР посредством использования ткани и нити

Юлия Гусарова
Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у старших дошкольников с ТНР посредством использования ткани и нити

Педагогический опыт работы. Ленинградский областной конкурс «Учитель года 2019». Номинация «Воспитатель года 2019»

Педагогический опыт работы на тему

«Развитие мелкой моторики рук и художественно-творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования ткани и нити»

Уровень развития речи детей прямо

зависит от сформированной движений мелкой моторики рук.

Б. Эльконин.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Публикация «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у старших дошкольников с ТНР посредством использования ткани и нити» размещена в разделах

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности. Приоритетная задача Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования – создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Одно из эффективных средств развития индивидуальности дошкольника - продуктивная художественно-творческая деятельность, разновидность которой является ручной труд. Выявлено, что в процессе ручного труда создаются благоприятные условия для развития когнитивных процессов, художественно – творческих способностей дошкольников. Так же установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Исходя из своего педагогического опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, я заметила, что у большинства моих воспитанников плохо развита ручная моторика. Они неловко держать ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Как следствие – они оказываются неуспешными в своих любимых занятиях по лепке, рисованию и аппликации. Как следствие - возможности познания мира оказываются ограничены.

В недостаточности развития общей, артикуляционной и тонкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями, прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность. Поэтому работа, направленная на развитие у моих воспитанников всех компонентов двигательной сферы (грубая моторика, тонкая моторика рук, артикуляционная и мимическая моторика, должна быть включена органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты, и должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.

Поэтому, приоритетным направлением в работе с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи я поставила развитие тонкой моторики рук, т. к. она является основой развития, своего рода локомотивом всех психических процессов, включая память, внимание, восприятие, мышление и, конечно же, речь.

Исходя из вышесказанного, я определила проблему: как в условиях дошкольного учреждения обеспечить формирование мелкой моторики пальцев рук воспитанников через развитие художественно-творческих способностей, для того, чтобы качественно подготовить детей к успешному обучению в школе.

В последние годы в специальной литературе уделяется большое внимание развитию мелкой моторики: выпускается много сборников, упражнений, практических пособий. Я же, помимо традиционных технологий, направленных на решение проблемы, решила использовать технологию, которая интересна и близка мне, а так же нравится моим детям - технологию работы с тканью и нитью. Мне удается вовлечь каждого ребёнка в активный процесс создания собственных шедевров.

Актуальность работы с тканью и нитью обусловлена тем, что занятия с детьми, способствуют формированию мелкой моторики рук, что особенно ценно для категории воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, развитию художественно - творческих способностей, формированию интереса к результатам своей деятельности, достижения наилучших результатов.

Внедренная в коррекционный процесс деятельность по ручному труду, позволяет развить у дошкольников умелость рук, укрепить их силу. Развиваются усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные образы игрушек. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать сувениры, дидактические пособия и игры, подарки к праздникам и дарить их родителям, друзьям, что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту.

Практический материал, представленный в методической разработке, поможет педагогу в составлении планирования работы по ручному труду с тканью и нитью. Данный материал поможет создать систему работы по формированию мелкой моторики.

Цель, задачи и принципы

Цель работы: создание условий для развития творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР, формирование мелкой моторики рук.

Задачи:

Образовательные:

Формирование у детей представления о нетрадиционной работе с нитью и тканью;

Формирование умения и навыков работы с нитью и тканью;

Способствование овладению детьми основными приемами работы с тканью, созданию с их помощью простых композиции;

Развивающие:

Развитие мелкой моторики рук, координации движений, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);

Развитие эстетическое восприятия, воображения, фантазии;

Развитие речевой активности, умения выражать в речи свои впечатления;

Расширение представлений детей о видах изобразительного искусства.

Воспитательные:

Воспитание самостоятельности, умения работать в коллективе;

Воспитание эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру, способствование формированию эстетического вкуса.

Принципы, лежащие в основе работы с воспитанниками:

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – ручной труд.

Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

Принцип системности - решение поставленных задач в системе работы по ручному труду.

Принцип обратной связи - совместное обсуждение с детьми того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы.

Особенности методики и специфика организации

Работа с тканью входит в систему обучения дошкольников ручному труду и заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков их практического использования. На занятиях мои воспитанники учатся работать с трафаретами, вырезать детали, различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, получают первоначальные навыки шитья.

Занятия ручным трудом проводятся 2 раза в месяц, по подгруппам, от 8 до 10 человек.

Продолжительность занятий - не более 25 минут. Гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень овладения навыками работы с тканью, нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

Занятия рукоделием с детьми я начинаю с простых изделий. При усвоении первоначальных навыков работы с тканью, мы переходим к более сложным изделиям, конструкциям.

Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводится индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда. Каждое занятие включает теоретическую часть (объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления) и практическое (изготовление и оформление работ) выполнение задания.

Структура занятия:

• создание игровой ситуации;

• рассматривание образца;

• объяснение, показ приемов работы;

• работа с нитью и тканью;

• физкультурная пауза;

• доработка изделия из дополнительного материала;

• рассматривание готовых работ.

В своей работе по ручному труду я использую следующие формы работы с детьми: игра, импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту); объяснение; рассказ взрослого и рассказ детей; чтение; показ; личный пример; беседа; обсуждение; наблюдения; словесные и подвижные игры.

Планируемые результаты

В результате занятий ручным трудом с тканью и нитью у воспитанников сформируются: навыки работы с тканью, ножницами, иголкой, нитью; умение выражать свои впечатления через речевую активность и художественную деятельность; умение работать самостоятельно и (или) в коллективе; умение передавать характерные признаки, пропорции работы;

разовьются: мелкая моторика пальцев рук, сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, координация движений рук; умение замечать красоту окружающего мира; волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца); эстетический вкус;

Рекомендуемый материал

Для успешной реализации деятельности по ручному труду необходимы: нити цветные разной фактуры; ткань разной фактуры; иглы № 2 и № 3; ножницы с закругленными концами; пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов; карандаши простые, цветные, фломастеры, пастель, цветные мелки; кожзаменитель; бумага разной фактуры; декоративный материал (паетки, тесьма, и т. д.); бросовый материал; клей ПВА, клей – карандаш.

Мониторинг развития мелкой моторики рук и творческих способностей

В начале и в конце учебного года проводится мониторинг уровня развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей, по результатам которого планируется работа с детьми. Показатели следующие:

Умение работать карандашом/ с шаблонам / с трафаретом;

Умение работать с иглой (вдевать нить в ушко иглы, завязывать узелок);

Умение выполнять швы (через край, вперёд иглой);

Умение работать нитью (обматывать изделие, плести, выкладывать по контуру, в разных направлениях);

Умение работать ножницами (правильно пользуется ножницами, может резать по извилистой линии, по кругу);

Сформированность координации движений (точность выполнения, аккуратность выполнения, умение работать клеем и кистью);

Проявление творческого воображения, умения конструировать по собственному замыслу (декоративные композиции).

Критерии оценки:

3 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно.

2 балла – ребенок затрудняется в выполнении задания, требует помощи взрослого, дополнительных инструкций, пояснений.

1 балл – ребенок не выполняет задание.

Уровень развития мелкой моторики рук и творческих способностей выше среднего - 20-24 балла; средний уровень - 19-14 баллов; ниже среднего уровня - 13-8 баллов.

Литературные источники:

Агапова И. А., Давыдова М. А. «Мягкая игрушка своими руками». – М. : Айрис-Пресс, 2004.

Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика». – М. : АСТ, 2007.

Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Изд. 2. (Библиотека логопеда)». - М. : ТЦ Сфера, 2017.

Груша О. С. «Яркие поделки и аппликации из фетра». – М. : ООО «Феникс», 2015.

Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». - СПБ, Детство – Пресс 2018.

Кретова М. А. «Лоскуток. Методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5-8 лет». - М. : ТЦ Сфера, 2016.

Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб. : ИД «Литера», 2005.

Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2009.

Лыкова И. А. «УМП. Бабочки-красавицы». - М. : ИД «Цветной мир», 2015.

Лыкова И. А. «УМП. Бабушкины куколки». - М. : ИД «Цветной мир», 2015.

Лыкова И. А. «УМП. Волшебное кружево. Детям о народной культуре». - М. : ИД «Цветной мир», 2014.

Лыкова И. А. «УМП. Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками.». - М. : ИД «Цветной мир», 2015.

Лыкова И. А. «УМП. Чудесные писанки. Детям о народной культуре». - М. : ИД «Цветной мир», 2011.

Малышева А. М. «Работа с тканью». - Ярославль. : «Академия развития», 2001.

Мамаева О. А. Мастерим с детьми 5-6 лет». - М. : Мозаика – Синтез, 2015.

Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками». - Ярославль. : «Академия развития», 1997.

Неботова З., Кононович Т. «Мягкая игрушка. Игрушки – сувениры».- М. : Эксмо, 2004.

Новикова И. В. «Обучение вышивке в детском саду». – М. : «Академия развития», 2010.

Савушкин С. Н. «УМП для совместной деятельности детей и взрослых. Мастерилка. «Лоскутные куколки». - М. : ТЦ Сфера, 2018.

Смирнова Е. А.»Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013.

Федорова В. И. «Забавные поделки». – М. : «Мой мир», 2008.

Интернет ресурсы:

http://ped-kopilka.ru/blogs/galija-sjamigulovna-mushakeva/perspektivnyi-plan-po-ruchnomu-trudu.html.

http://virtualtaganrog.ru/maps/news/perspektivnyi-plan-raboty-v-podgotovitelnoi-grupe-volshebnye-niti-rabota-s-igloi.html.

https://blog.dohcolonoc.ru/entry/raznoe/rabota-s-tkanyu-s-detmi-doshk

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной продуктивной деятельности Развитию мелких мышц у детей уделяли большое внимание педагоги, воспитатели и родители с давних времён. В настоящее время появился еще один.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук посредством использования нетрадиционных техник рисования» Консультация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики рук посредством использования нетрадиционных техник рисования" МЕЛКАЯ МОТОРИКА.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования» Мелкая моторика Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще,.

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством техники рисования «граттаж»Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством техники рисования «граттаж» Мастер-класс для родителей Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через технику рисования " Граттаж" Цель:.

Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр и использования игровых пособийРазвитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр и использования игровых пособий Ранний возраст (мелкая моторика) Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект.

Опыт работы. Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и приёмов рисования».

Подготовка дошкольников к обучению в школе посредством развития мелкой моторики рукПодготовка дошкольников к обучению в школе посредством развития мелкой моторики рук Старший воспитатель МБДОУ №4 «Ласточка» Журавская Е. Г. Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством использования развивающей мягкой книжкиРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством использования развивающей мягкой книжки Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей развития детей раннего возраста. Ведь чтобы заинтересовать и увлечь детей.

Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования становится актуальным внимание к развитию и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у старших дошкольников с ТНР посредством использования ткани и нити
Опубликовано: 31 марта 2019 в 13:56
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у старших дошкольников с ТНР посредством использования ткани и нити» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гусарова (УИ 1084491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных