Юлия Гусарова
Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у старших дошкольников с ТНР посредством использования ткани и нити
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт работы. Ленинградский областной конкурс «Учитель года 2019». Номинация «Воспитатель года 2019»
Педагогический опыт работы на тему
«Развитие мелкой моторики рук и художественно-творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования ткани и нити»
Уровень развития речи детей прямо
зависит от сформированной движений мелкой моторики рук.
Б. Эльконин.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей у старших дошкольников с ТНР посредством использования ткани и нити» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мелкая моторика
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Учитель года
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности. Приоритетная задача Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования – создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Одно из эффективных средств развития индивидуальности дошкольника - продуктивная художественно-творческая деятельность, разновидность которой является ручной труд. Выявлено, что в процессе ручного труда создаются благоприятные условия для развития когнитивных процессов, художественно – творческих способностей дошкольников. Так же установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Исходя из своего педагогического опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, я заметила, что у большинства моих воспитанников плохо развита ручная моторика. Они неловко держать ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Как следствие – они оказываются неуспешными в своих любимых занятиях по лепке, рисованию и аппликации. Как следствие - возможности познания мира оказываются ограничены.
В недостаточности развития общей, артикуляционной и тонкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями, прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность. Поэтому работа, направленная на развитие у моих воспитанников всех компонентов двигательной сферы (грубая моторика, тонкая моторика рук, артикуляционная и мимическая моторика, должна быть включена органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты, и должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.
Поэтому, приоритетным направлением в работе с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи я поставила развитие тонкой моторики рук, т. к. она является основой развития, своего рода локомотивом всех психических процессов, включая память, внимание, восприятие, мышление и, конечно же, речь.
Исходя из вышесказанного, я определила проблему: как в условиях дошкольного учреждения обеспечить формирование мелкой моторики пальцев рук воспитанников через развитие художественно-творческих способностей, для того, чтобы качественно подготовить детей к успешному обучению в школе.
В последние годы в специальной литературе уделяется большое внимание развитию мелкой моторики: выпускается много сборников, упражнений, практических пособий. Я же, помимо традиционных технологий, направленных на решение проблемы, решила использовать технологию, которая интересна и близка мне, а так же нравится моим детям - технологию работы с тканью и нитью. Мне удается вовлечь каждого ребёнка в активный процесс создания собственных шедевров.
Актуальность работы с тканью и нитью обусловлена тем, что занятия с детьми, способствуют формированию мелкой моторики рук, что особенно ценно для категории воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, развитию художественно - творческих способностей, формированию интереса к результатам своей деятельности, достижения наилучших результатов.
Внедренная в коррекционный процесс деятельность по ручному труду, позволяет развить у дошкольников умелость рук, укрепить их силу. Развиваются усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир. Богатая детская фантазия дает возможность создавать замечательные образы игрушек. Воспитанники детского сада получают возможность изготавливать сувениры, дидактические пособия и игры, подарки к праздникам и дарить их родителям, друзьям, что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту.
Практический материал, представленный в методической разработке, поможет педагогу в составлении планирования работы по ручному труду с тканью и нитью. Данный материал поможет создать систему работы по формированию мелкой моторики.
Цель, задачи и принципы
Цель работы: создание условий для развития творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР, формирование мелкой моторики рук.
Задачи:
Образовательные:
Формирование у детей представления о нетрадиционной работе с нитью и тканью;
Формирование умения и навыков работы с нитью и тканью;
Способствование овладению детьми основными приемами работы с тканью, созданию с их помощью простых композиции;
Развивающие:
Развитие мелкой моторики рук, координации движений, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);
Развитие эстетическое восприятия, воображения, фантазии;
Развитие речевой активности, умения выражать в речи свои впечатления;
Расширение представлений детей о видах изобразительного искусства.
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности, умения работать в коллективе;
Воспитание эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру, способствование формированию эстетического вкуса.
Принципы, лежащие в основе работы с воспитанниками:
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – ручной труд.
Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
Принцип системности - решение поставленных задач в системе работы по ручному труду.
Принцип обратной связи - совместное обсуждение с детьми того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы.
Особенности методики и специфика организации
Работа с тканью входит в систему обучения дошкольников ручному труду и заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков их практического использования. На занятиях мои воспитанники учатся работать с трафаретами, вырезать детали, различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, получают первоначальные навыки шитья.
Занятия ручным трудом проводятся 2 раза в месяц, по подгруппам, от 8 до 10 человек.
Продолжительность занятий - не более 25 минут. Гибкая форма организации детского труда в образовательной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень овладения навыками работы с тканью, нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
Занятия рукоделием с детьми я начинаю с простых изделий. При усвоении первоначальных навыков работы с тканью, мы переходим к более сложным изделиям, конструкциям.
Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводится индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда. Каждое занятие включает теоретическую часть (объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления) и практическое (изготовление и оформление работ) выполнение задания.
Структура занятия:
• создание игровой ситуации;
• рассматривание образца;
• объяснение, показ приемов работы;
• работа с нитью и тканью;
• физкультурная пауза;
• доработка изделия из дополнительного материала;
• рассматривание готовых работ.
В своей работе по ручному труду я использую следующие формы работы с детьми: игра, импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту); объяснение; рассказ взрослого и рассказ детей; чтение; показ; личный пример; беседа; обсуждение; наблюдения; словесные и подвижные игры.
Планируемые результаты
В результате занятий ручным трудом с тканью и нитью у воспитанников сформируются: навыки работы с тканью, ножницами, иголкой, нитью; умение выражать свои впечатления через речевую активность и художественную деятельность; умение работать самостоятельно и (или) в коллективе; умение передавать характерные признаки, пропорции работы;
разовьются: мелкая моторика пальцев рук, сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, координация движений рук; умение замечать красоту окружающего мира; волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца); эстетический вкус;
Рекомендуемый материал
Для успешной реализации деятельности по ручному труду необходимы: нити цветные разной фактуры; ткань разной фактуры; иглы № 2 и № 3; ножницы с закругленными концами; пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов; карандаши простые, цветные, фломастеры, пастель, цветные мелки; кожзаменитель; бумага разной фактуры; декоративный материал (паетки, тесьма, и т. д.); бросовый материал; клей ПВА, клей – карандаш.
Мониторинг развития мелкой моторики рук и творческих способностей
В начале и в конце учебного года проводится мониторинг уровня развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей, по результатам которого планируется работа с детьми. Показатели следующие:
Умение работать карандашом/ с шаблонам / с трафаретом;
Умение работать с иглой (вдевать нить в ушко иглы, завязывать узелок);
Умение выполнять швы (через край, вперёд иглой);
Умение работать нитью (обматывать изделие, плести, выкладывать по контуру, в разных направлениях);
Умение работать ножницами (правильно пользуется ножницами, может резать по извилистой линии, по кругу);
Сформированность координации движений (точность выполнения, аккуратность выполнения, умение работать клеем и кистью);
Проявление творческого воображения, умения конструировать по собственному замыслу (декоративные композиции).
Критерии оценки:
3 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно.
2 балла – ребенок затрудняется в выполнении задания, требует помощи взрослого, дополнительных инструкций, пояснений.
1 балл – ребенок не выполняет задание.
Уровень развития мелкой моторики рук и творческих способностей выше среднего - 20-24 балла; средний уровень - 19-14 баллов; ниже среднего уровня - 13-8 баллов.
Литературные источники:
Агапова И. А., Давыдова М. А. «Мягкая игрушка своими руками». – М. : Айрис-Пресс, 2004.
Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика». – М. : АСТ, 2007.
Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Изд. 2. (Библиотека логопеда)». - М. : ТЦ Сфера, 2017.
Груша О. С. «Яркие поделки и аппликации из фетра». – М. : ООО «Феникс», 2015.
Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». - СПБ, Детство – Пресс 2018.
Кретова М. А. «Лоскуток. Методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5-8 лет». - М. : ТЦ Сфера, 2016.
Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб. : ИД «Литера», 2005.
Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2009.
Лыкова И. А. «УМП. Бабочки-красавицы». - М. : ИД «Цветной мир», 2015.
Лыкова И. А. «УМП. Бабушкины куколки». - М. : ИД «Цветной мир», 2015.
Лыкова И. А. «УМП. Волшебное кружево. Детям о народной культуре». - М. : ИД «Цветной мир», 2014.
Лыкова И. А. «УМП. Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками.». - М. : ИД «Цветной мир», 2015.
Лыкова И. А. «УМП. Чудесные писанки. Детям о народной культуре». - М. : ИД «Цветной мир», 2011.
Малышева А. М. «Работа с тканью». - Ярославль. : «Академия развития», 2001.
Мамаева О. А. Мастерим с детьми 5-6 лет». - М. : Мозаика – Синтез, 2015.
Нагибина М. И. «Чудеса из ткани своими руками». - Ярославль. : «Академия развития», 1997.
Неботова З., Кононович Т. «Мягкая игрушка. Игрушки – сувениры».- М. : Эксмо, 2004.
Новикова И. В. «Обучение вышивке в детском саду». – М. : «Академия развития», 2010.
Савушкин С. Н. «УМП для совместной деятельности детей и взрослых. Мастерилка. «Лоскутные куколки». - М. : ТЦ Сфера, 2018.
Смирнова Е. А.»Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013.
Федорова В. И. «Забавные поделки». – М. : «Мой мир», 2008.
Интернет ресурсы:
http://ped-kopilka.ru/blogs/galija-sjamigulovna-mushakeva/perspektivnyi-plan-po-ruchnomu-trudu.html.
http://virtualtaganrog.ru/maps/news/perspektivnyi-plan-raboty-v-podgotovitelnoi-grupe-volshebnye-niti-rabota-s-igloi.html.
https://blog.dohcolonoc.ru/entry/raznoe/rabota-s-tkanyu-s-detmi-doshk