Елена Родина
Выявление исходного уровня коммуникативных способностей у детей 5–6 лет с помощью методики «Социометрия: у кого больше»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье раскрыта проблема отношений дошкольников, специфика использования методики «Социометрия : у кого больше» для диагностики коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, раскрыто влияние серии коммуникативных игр на позитивную динамику взаимоотношений в группе детей. Целью нашего исследования является изучение межличностных отношений, определения положения каждого ребёнка в группе сверстников.
Публикация «Выявление исходного уровня коммуникативных способностей у детей 5–6 лет с помощью методики „Социометрия: у кого больше“» размещена в разделах
Данный метод предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами внутри малой группы, и решения следующих задач:
- измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;
- получение данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий. Опишем критерии оценки исследования:
Согласно методике, статус ребенка определяется количеством полученных выборов. В связи с этим дети в зависимости от числа выборов относятся к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды», дети набравшие 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые», дети получившие 3-4 выбора,
3 – «принятые», дети имеющие 1-2 выбора,
4 – «не принятые», дети не получившие ни одного выбора.
Первая и вторая статусные группы являются благоприятными. Из этой информации мы также можем сделать вывод о степени социальной интеграции каждого ребенка в группе. Если ребенок имеет высокий статус и пользуется популярностью у других детей, это может указывать на то, что он хорошо адаптирован и способен установить положительные межличностные отношения. Наоборот, низкий статус и отсутствие симпатии со стороны других детей может свидетельствовать о проблемах в социальной адаптации и возможном отчуждении. Эти информации могут помочь нам лучше понять динамику группы и принять меры по поддержке и улучшению социальной интеграции детей. Также можно определить, насколько воспитанник чувствует себя понятным и поддержанным в группе, насколько у него развиты положительные отношения с окружающими и насколько он чувствует себя уверенным и безопасным в данной группе. Эмоциональный климат группы может оказывать существенное влияние на эмоциональное и психологическое благополучие воспитанников и их взаимодействие в группе.
Входе исследования, для каждого ребенка группы было предварительно приготовлено по три картинки, на оборотной стороне которых дл указан номер ребенка, в соответствии со списком. Затем каждому ребенку по очереди выдавались картинки с инструкцией: «Можешь положить их по одной любым трем детям группы. У кого окажется больше всех картинок – тот выиграет. Никто из детей не будет знать, кому ты положил картинку. Если не хочешь, даже мне можешь не говорить».
Далее в заготовленной социометрической таблице (матрице, мы фиксировали выбор детей. Затем провели подсчет выборов, полученных каждым ребенком, и зафиксировали взаимные выборы. Объединив полученные данные, мы смогли увидеть характер связей и особенности взаимных симпатий.
Следующим этапом было определение диагностических показателей социометрического исследования. Это важный процесс, требующий внимательного изучения полученных данных для последующей интерпретации результатов. Такими показателями являются:
а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.
б) мотивация социометрических выборов : выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам.
Все данные по каждой группе отдельно были занесены в таблицы – социоматрицы.
Для каждой группы мы внесли все данные в таблицы - социоматрицы. Для обработки результатов мы подсчитали количество общих и взаимных выборов, определили количество детей, попавших в группы "звезд" или "предпочитаемых", "принятых", "не принятых" и "изолированных". Основываясь на полученных данных, мы определили статусное положение каждого ребенка и распределили их по условным статусным категориям.
Далее мы определили уровень благополучия взаимоотношений в группе, соотнося число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2, с числом детей группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4). Важным показателем уровня благополучия взаимоотношений является также «индекс изолированности» - процент детей из группы, оказавшихся в четвертой статусной категории.
Уровень эмоционального благополучия и самочувствия детей в системе личных взаимоотношений также зависит от числа взаимных выборов, поэтому мы определили коэффициент взаимности. Опишем полученные результаты диагностики:
1 – «звезды» : 5 и более выборов – 2 чел. – 10%
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора – 5 чел. – 25%
3 – «принятые» - 1-2 выбора – 12 чел. – 60%
4 – «не принятые» - 0 выборов – 1 чел. – 5%
Изобразим результаты на рисунке 1.
Рисунок 1 – Социометрия.
Целью формирующего эксперимента является формирование коммуникативных способностей и эмоционально-положительных отношений со сверстниками. Учитывая основные недостатки нами подобраны игры в ходе применения которых решались следующие задачи:
-умение задавать вопросы, различные по содержанию;
-умение придерживаться темы разговора;
-умение пользоваться средствами речевого этикета.
Для этого мы подобрали серию игр опираясь на следующих авторов: О. А. Бизикова, О. С. Ушакова, В. В. Гербова, А. Г. Арушанова.
Комплекс игр по формированию диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста у детей представлен в таблице № 1.
1 неделя Название игры Цель Форма работы
«Фанты» формировать умение детей задавать вопросы и отвечать на них коррекционная с подгруппой
«Что в чудесном мешочке?»
2 неделя «Садовник» формировать умение придерживаться темы разговора коррекционная с подгруппой
«Коршун»
3 неделя «Так бывает или нет?» формировать умение пользоваться средствами речевого этикета.
В благоприятные статусные группы попали больше половины детей – 18 чел. Эти дети желанны в системе межличностных отношений, к ним другие дети испытывают симпатию. Остальные дети – 2 чел. – принятые – тоже благоприятная категория, но менее желанная, чем первые две предыдущие. Не принятых детей не оказалось в группе.
В результате проведенного исследования, мы доказали, что развитие коммуникативных способностей у детей 5-6 лет может быть успешным при следующих психолого-педагогических условиях: процесс формирования диалогических умений детей происходит в применении специальных игр в ходе которых решаются определенные задачи, например: умение задавать вопросы, различные по содержанию; умение придерживаться темы разговора; умение пользоваться средствами речевого этикета и др.
Список используемой литературы
1. Антонова, Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т. В. Антонова // Дошкольное воспитание. 2008. - №10. -С. 14 - 17. (3)
2. Антонова, Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре. – М., 2015.
3. Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 2013.
4. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. Запорожца А. В., Усовой А. П. – М., 2009. - 350 с.
5. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под редакцией Репиной Т. А. – М., 2015.
6. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива : учебное пособие / Я. Л. Коломинский. – Минск : «Вышэйшая школа», 2013 – 109с.