Папки-передвижки

Выявление исходного уровня коммуникативных способностей у детей 5–6 лет с помощью методики «Социометрия: у кого больше»

Елена Родина
Выявление исходного уровня коммуникативных способностей у детей 5–6 лет с помощью методики «Социометрия: у кого больше»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

В статье раскрыта проблема отношений дошкольников, специфика использования методики «Социометрия : у кого больше» для диагностики коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, раскрыто влияние серии коммуникативных игр на позитивную динамику взаимоотношений в группе детей. Целью нашего исследования является изучение межличностных отношений, определения положения каждого ребёнка в группе сверстников.

Публикация «Выявление исходного уровня коммуникативных способностей у детей 5–6 лет с помощью методики „Социометрия: у кого больше“» размещена в разделах

Данный метод предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами внутри малой группы, и решения следующих задач:

- измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;

- получение данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий. Опишем критерии оценки исследования:

Согласно методике, статус ребенка определяется количеством полученных выборов. В связи с этим дети в зависимости от числа выборов относятся к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды», дети набравшие 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые», дети получившие 3-4 выбора,

3 – «принятые», дети имеющие 1-2 выбора,

4 – «не принятые», дети не получившие ни одного выбора.

Первая и вторая статусные группы являются благоприятными. Из этой информации мы также можем сделать вывод о степени социальной интеграции каждого ребенка в группе. Если ребенок имеет высокий статус и пользуется популярностью у других детей, это может указывать на то, что он хорошо адаптирован и способен установить положительные межличностные отношения. Наоборот, низкий статус и отсутствие симпатии со стороны других детей может свидетельствовать о проблемах в социальной адаптации и возможном отчуждении. Эти информации могут помочь нам лучше понять динамику группы и принять меры по поддержке и улучшению социальной интеграции детей. Также можно определить, насколько воспитанник чувствует себя понятным и поддержанным в группе, насколько у него развиты положительные отношения с окружающими и насколько он чувствует себя уверенным и безопасным в данной группе. Эмоциональный климат группы может оказывать существенное влияние на эмоциональное и психологическое благополучие воспитанников и их взаимодействие в группе.

Входе исследования, для каждого ребенка группы было предварительно приготовлено по три картинки, на оборотной стороне которых дл указан номер ребенка, в соответствии со списком. Затем каждому ребенку по очереди выдавались картинки с инструкцией: «Можешь положить их по одной любым трем детям группы. У кого окажется больше всех картинок – тот выиграет. Никто из детей не будет знать, кому ты положил картинку. Если не хочешь, даже мне можешь не говорить».

Далее в заготовленной социометрической таблице (матрице, мы фиксировали выбор детей. Затем провели подсчет выборов, полученных каждым ребенком, и зафиксировали взаимные выборы. Объединив полученные данные, мы смогли увидеть характер связей и особенности взаимных симпатий.

Следующим этапом было определение диагностических показателей социометрического исследования. Это важный процесс, требующий внимательного изучения полученных данных для последующей интерпретации результатов. Такими показателями являются:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

б) мотивация социометрических выборов : выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам.

Все данные по каждой группе отдельно были занесены в таблицы – социоматрицы.

Для каждой группы мы внесли все данные в таблицы - социоматрицы. Для обработки результатов мы подсчитали количество общих и взаимных выборов, определили количество детей, попавших в группы "звезд" или "предпочитаемых", "принятых", "не принятых" и "изолированных". Основываясь на полученных данных, мы определили статусное положение каждого ребенка и распределили их по условным статусным категориям.

Далее мы определили уровень благополучия взаимоотношений в группе, соотнося число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2, с числом детей группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4). Важным показателем уровня благополучия взаимоотношений является также «индекс изолированности» - процент детей из группы, оказавшихся в четвертой статусной категории.

Уровень эмоционального благополучия и самочувствия детей в системе личных взаимоотношений также зависит от числа взаимных выборов, поэтому мы определили коэффициент взаимности. Опишем полученные результаты диагностики:

1 – «звезды» : 5 и более выборов – 2 чел. – 10%

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора – 5 чел. – 25%

3 – «принятые» - 1-2 выбора – 12 чел. – 60%

4 – «не принятые» - 0 выборов – 1 чел. – 5%

Изобразим результаты на рисунке 1.

Рисунок 1 – Социометрия.

Целью формирующего эксперимента является формирование коммуникативных способностей и эмоционально-положительных отношений со сверстниками. Учитывая основные недостатки нами подобраны игры в ходе применения которых решались следующие задачи:

-умение задавать вопросы, различные по содержанию;

-умение придерживаться темы разговора;

-умение пользоваться средствами речевого этикета.

Для этого мы подобрали серию игр опираясь на следующих авторов: О. А. Бизикова, О. С. Ушакова, В. В. Гербова, А. Г. Арушанова.

Комплекс игр по формированию диалогических умений у детей старшего дошкольного возраста у детей представлен в таблице № 1.

1 неделя Название игры Цель Форма работы

«Фанты» формировать умение детей задавать вопросы и отвечать на них коррекционная с подгруппой

«Что в чудесном мешочке?»

2 неделя «Садовник» формировать умение придерживаться темы разговора коррекционная с подгруппой

«Коршун»

3 неделя «Так бывает или нет?» формировать умение пользоваться средствами речевого этикета.

В благоприятные статусные группы попали больше половины детей – 18 чел. Эти дети желанны в системе межличностных отношений, к ним другие дети испытывают симпатию. Остальные дети – 2 чел. – принятые – тоже благоприятная категория, но менее желанная, чем первые две предыдущие. Не принятых детей не оказалось в группе.

В результате проведенного исследования, мы доказали, что развитие коммуникативных способностей у детей 5-6 лет может быть успешным при следующих психолого-педагогических условиях: процесс формирования диалогических умений детей происходит в применении специальных игр в ходе которых решаются определенные задачи, например: умение задавать вопросы, различные по содержанию; умение придерживаться темы разговора; умение пользоваться средствами речевого этикета и др.

Список используемой литературы

1. Антонова, Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т. В. Антонова // Дошкольное воспитание. 2008. - №10. -С. 14 - 17. (3)

2. Антонова, Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре. – М., 2015.

3. Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 2013.

4. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. Запорожца А. В., Усовой А. П. – М., 2009. - 350 с.

5. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под редакцией Репиной Т. А. – М., 2015.

6. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива : учебное пособие / Я. Л. Коломинский. – Минск : «Вышэйшая школа», 2013 – 109с.

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению валентинки «Лети, моя Валентинка, к тому, кого я больше всех люблю»Мастер-класс по изготовлению валентинки «Лети, моя Валентинка, к тому, кого я больше всех люблю» К празднику всех влюблённых мы с детьми делали Валентинки. Эти милые и добрые открытки веселят глаз и оправдывают свое предназначение: даруют.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Этикет общения»Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Этикет общения» Цель: развитие коммуникативных способностей. Задачи: 1. Учить детей оценивать свои поступки и поступки других, сравнивая их с поступками.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Речевое развитие ребенка с помощью методики ШичидаРечевое развитие ребенка с помощью методики Шичида Методика Шичида – это комплекс упражнений, направленных на всестороннее развитие ребёнка с первых дней его жизни. Малыш знакомится со свойствами.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выявление исходного уровня коммуникативных способностей у детей 5–6 лет с помощью методики «Социометрия: у кого больше»
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 17:40
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выявление исходного уровня коммуникативных способностей у детей 5–6 лет с помощью методики «Социометрия: у кого больше»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Родина (УИ 2442530) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД