Ольга Устюгова
Выход по проекту по сенсорно-речевому развитию детей во второй группе раннего развития «Разноцветный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Выход
по проекту сенсорно – речевому развитию детей во второй группе раннего развития (2-3 лет)
«Разноцветный мир»
2020-2021 учебный год
Актуальность проекта
Публикация «Выход по проекту по сенсорно-речевому развитию детей во второй группе раннего развития „Разноцветный мир“» размещена в разделах
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.
Малыш стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.
Детям для познания окружающего мира приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе.
Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Отечественные ученые (В. Н. Аванесова, Л. А. Вагнер, Л. Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности.
Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В возрасте 2-3 лет дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей.
В связи с тем, что обследование детей в начале учебного года показало довольно низкий уровень сенсорного и речевого развития, воспитателями группы было принято решение о разработке проекта, главной целью которого является развитие сенсорной деятельности, как средство повышения речевой активности детей 2-3 лет средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
1. Способствовать речевому развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей.
2. Обеспечивать психологическое благополучие и безопасность при использовании дидактического материала.
3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместного творчества через изготовление: дидактических пособий (с целью обогащения предметно-развивающей среды группы, дома); атрибутов (для проведения групповых досугов, развлечений и др.).
4. Стимулировать интерес родителей к успехам детей.
Сроки проекта : сентябрь 2020 – май 2021 гг. (долгосрочный)
Тип проекта : познавательно-игровой
Участники проекта : дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
План реализации мероприятий данного проекта отражает особенности организации педагогической деятельности в трех направлениях:
1. Создание и обогащение предметно-развивающей среды.
2. Организация образовательной деятельности с детьми.
3. Взаимодействие с семьей в рамках реализации задач данного проекта.
Следует отметить, что при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также образовательной деятельности в режиме дня, мы опирались на требования ФГОС. Таким образом, в плане отражена организация работы по следующим видам деятельности:
• коммуникативная;
• игровая;
• двигательная;
• познавательно-исследовательская;
• продуктивная;
• чтение художественной литературы.
Здесь указаны различные формы работы с использованием стандартного и нестандартного оборудования, а также роль родителей в оснащении и реализации задач образовательного процесса.
При работе с детьми использовались разные методы и приемы :
• игровые;
• мотивация;
• решение проблем игрушек;
• рассматривание;
• создание продуктивной деятельности.
В работе с семьей использовались такие формы работы, как:
- исследование семьи;
- информирование об успехах детей;
- целевые консультации, папки-передвижки, заседания «Клуба родителей ДОУ»;
- участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды;
- участие в конкурсах, выставках по группе и по ДОУ.
В ходе применения вышеуказанных методов и приемов в работе с детьми и родителями мы предполагаем, достичь некоторых результатов по следующим критериям:
• повышение уровня сенсорного развития детей : дети умеют выделять предметы заданного цвета в развивающей среде группы (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный);
• умеют группировать предметы по цвету;
• узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы и явления, имеющие характерные цветовые признаки;
• употребляют в активной речи названия предметов с указанием цвета;
• приобретение и создание в группе, с помощью родителей, дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
• родители получат педагогический опыт на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» через консультации, беседы, совместные игры, информационный материал в уголке для родителей.
План реализации проекта, который состоит из трех этапов:
I. исследовательский;
II. основной – практический;
III. аналитический.
План реализации проекта «Разноцветный мир»
I этап (исследовательский)
1. Работа с детьми:
• определение воспитателем уровня сенсорного и речевого развития (наблюдения, игры, упражнения, беседы и др.);
2. Работа с семьей:
• изучение проблем семьи по вопросам сенсорно-речевого развития детей 2-3 лет (анкетирование, опросы, беседы).
3. Предметно-развивающая среда :
• анализ насыщенности и продуктивности среды;
• разработка плана обогащения и развития среды (организация новых центров и зон развития детей).
II этап (основной – практический)
1. Работа с детьми (см. план по видам деятельности).
Все игры и упражнения в ходе реализации проекта направлены на формирование у детей 2-3 лет навыков и умений в процессе реализации образовательных задач в следующих видах деятельности:
Вид деятельности – коммуникативная.
Беседы:
• «Какого цвета одежда?»
• «Какого цвета эти предметы?»
• «Какого цвета …. ?»
Упражнения:
• «Какого цвета бывает…»
Вид деятельности – игровая.
Дидактические игры и упражнения
Темы:
• «Цветные прищепки»
• «Воздушные шары»
• «Подбери ниточку к шарику»
• «Бабочки и цветы»
• «Подбери чашку к блюдцу»
• «Собери пирамидку»
• «Закрой окошко домику»
• «Спрячь мышку от кошки»
• «Сделаем куклам бусы»
• «Разложи карандаши по стаканчикам»
• «Какого цвета не стало?»
• «Какого цвета предмет?»
• «Собери гирлянду»
• «Сложи радугу»
• «Разноцветные крышечки»
• «Разложи предметы такого же цвета»
• «Возьми предмет такого же цвета»
Вид деятельности – двигательная.
Подвижные игры
Темы:
• «Прокати синий (красный, желтый) мяч в синие (красные, желтые) ворота»
• «Прокати (синий, красный) шарик по цветной дорожке»
• «Бегите к (синему, красному) флажку»
• «Найди по цвету свой домик»
• «Перепрыгни через (красную, синюю) веревочку»
Познавательно-исследовательская деятельность.
Свойства воды
Темы:
• «Окрашиваем воду в синий (красный ….) цвет»
• «Поймай рыбку»
• «Цветные льдинки»
Продуктивная деятельность.
Рисование
Темы:
• «Огни в окнах домов»
• «Огни на елке»
• «Укрась чашку для мамочки»»
• «Листочки деревьев»
• «Апельсин для волка»
• «Плыви, плыви, кораблик…» (волны)
• «Солнышко добра»
Лепка
Темы:
• «Разноцветные конфеты для кукол»
• «Построй забор вокруг домика по цвету»
• «В нашем саду созрели яблочки»
Конструирование из строительного материала
Темы:
• «Красная башня»
• «Синяя башня»
Чтение художественной литературы.
• Стих С. Маршак «Мой веселый звонкий мяч»
• Подборка стихов о цветах (см. Приложение 4)
• Русская народная потешка «Мы делили апельсин»
• А. Барто "Кораблик"
• А. Барто "Смотрит солнышко в окошко"
• Русская народная сказка "Репка"
• Русская народная потешка «Огуречик, огуречик.»
• Русская народная потешка «Божья коровка лети на небко…»
2. Работа с семьей
1. Ежедневное информирование родителей об успехах детей по всем направлениям НОД
2. Оформление стендов для родителей по теме проекта
Консультации:
• «Цветовое восприятие у детей раннего возраста».
• «Сенсорно-речевое воспитание детей 2-3 лет».
• «Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста».
• «Влияние цвета на психическое состояние детей»
• Памятка «Как знакомить малыша с цветом»
• Папка – передвижка «Любимый цвет моей семьи»
• Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в семье.
3. Участие в работе «Клуба родителей ДОУ» (Родительское собрание)
• «Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет»
4. Конкурсы, выставки
По группе :
• Выставка «Дидактическая игра своими руками» (для родителей и педагогов).
• Выставка работ детского творчества «Разноцветные ладошки».
• Вечера свободного творчества (с родителями).
3. Предметно-развивающая среда
Таким образом, в группе были оборудованы следующие зоны и центры развития детей :
• дидактический центр (пособия, игры, конструкторы и другое модульное оборудование);
• зона быта (посуда и другие предметы быта различных цветов);
• центр познавательно-исследовательской деятельности:
а) лоток с песком (разнообразный материал основных цветов);
б) настольный бассейн для игр с водой (плавающие игрушки, сачки др. основных цветов);
• центр продуктивной деятельности:
а) для рисования (кисти, гуашь, салфетки, баночки-непроливайки и др.);
б) для лепки (разный лепной материал основных цветов, стеки и др.);
III этап (аналитический)
1. Работа с детьми:
• определение уровня сенсорно-речевого развития;
2. Работа с семьей:
• анализ уровня педагогического просвещения по вопросам сенсорно-речевого развития (анкетирование, вопросы, тесты);
• подготовка и оформление отчетной документации по результатам реализации проекта;
• освещение итогов реализации проекта на групповом родительском собрании, а также оформление фотостенда по материалам презентации реализации данного проекта в рамках педагогических чтений.
3. Предметно – развивающая среда :
• анализ продуктивности имеющегося оборудования в группе, целесообразность имеющихся центров и зон развития детей.
Перспективный план работы с детьми по приоритетному направлению во второй группе раннего развития № 4
Месяц Занятие Цель Материалы и оборудование
Сентябрь Знакомство детей с уголком сенсорики. Выявить знания детей в области сенсорного эталона (цвета, посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорики.
Октябрь
1. «Воздушные шары»
2. «Подбери ниточку к шарику»
3. «Подбери чашку к блюдцу»
4.«Огни в окнах домов»
5. «Про красный цвет», р. н. п. «Божья коровка лети на небко…»
6. «Осенние листочки на деревьях»
7. «В нашем саду созрели яблочки» Познакомить детей с зеленым, желтым, красным цветами.
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Дидактическая игра «Воздушные шары».
Дидактическая игра «Подбери ниточку к шарику».
Дидактическая игра
(блюдца и чашки зеленого, желтого, красного цветов).
Продуктивная деятельность (рисование)
Чтение художественной литературы
Продуктивная деятельность (рисование)
Продуктивная деятельность (лепка)
Ноябрь
1.«Бабочки и цветы»
2.«Собери пирамидку»
3.«Закрой окошко домику»
4. «Разноцветные конфеты для кукол»
5. «Про желтый цвет», Русская народная сказка "Репка"
7. «Красная башня» Продолжать учить детей определять предметы по цвету и группировать их.
Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Учить детей различать и называть цвета.
Дидактическая игра «Бабочки и цветы»
(бабочки зеленого, желтого, красного цветов из картона, домики из картона зеленого, желтого, красного цветов).
Пирамидка из колец.
Дидактическая игра «Закрой окошко домику»
(домики из цветного картона, окошечки такого же цвета).
Продуктивная деятельность (лепка)
Чтение художественной литературы
Конструирование из строительного материала
Декабрь 1.«Спрячь мышку от кошки»
2. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка).
3.«Бегите к (синему, красному) флажку»
4. «Огни на елке»
5. Р. н. п. «Огуречик, огуречик.», «Про синий цвет», А. Барто "Кораблик"
6. «Разноцветные крышечки»
7. «Морские волны» Продолжать знакомить детей с четырьмя основными цветами (зеленый, желтый, красный, синий, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Развивать у детей мелкую моторику рук. Дидактическая игра
(большая плюшевая кошка, четыре маленьких плюшевых мышек четырех основных цветов (зеленый, желтый, красный, синий, четыре пластмассовых домика для мышек четырех основных цветов (зеленый, желтый, красный, синий).
Бельевые прищепки.
Силуэты: солнышко, ежик, тучка, ягодка, елочка.
Подвижная игра
(флажки основных цветов).
Продуктивная деятельность (рисование)
Чтение художественной литературы
Дидактическое упражнение (разноцветные крышечки)
Продуктивная деятельность (рисование)
Январь
1.«Раскрась чашки таким же цветом, как и блюдца»
2. «Прокати синий (красный, желтый) мяч в синие (красные, желтые) ворота»
3. Окрашиваем воду в синий (красный ….) цвет»
4. «Какого цвета предмет?»
5. «Разложи предметы такого же цвета»
6. «Синяя башня»
Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, белый, желтый). Продуктивная деятельность (рисование)
(картонные цветные блюдца (красного, синего, зеленого, белого, желтого цвета) вместе с белыми чашками, цветные карандаши (или краски гуашь).
Подвижная игра
(мячи разных цветов, ворота соответствующих цветов).
Познавательно-исследовательская деятельность.
Дидактическое упражнение (карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки).
Дидактическая игра
Конструирование из строительного материала
Февраль 1.«Сделаем куклам бусы»
2. «Прокати (синий, красный) шарик по цветной дорожке»
3.«Цветные льдинки»
4. «Собери гирлянду»
5. «Возьми предмет такого же цвета»
6. С. Маршак «Мой веселый звонкий мяч»
7. «Мячик скачет по дорожке» Учить детей чередовать предметы по цвету.
Продолжать учить детей различать и называть цвета Дидактическая игра
(шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей).
Подвижная игра
(шарики разных цветов и картонные дорожки соответствующих цветов).
Познавательно-исследовательская деятельность.
(формы для замораживания воды).
Дидактическое упражнение (разноцветные кружки).
Дидактическое упражнение
Чтение художественной литературы
Продуктивная деятельность (рисование)
Март 1.«Укрась чашку для мамочки»
2. «Найди по цвету свой домик»
3. «Какого цвета не стало?»
4. «Про зеленый цвет»
5. «Поймай рыбку»
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание. Продуктивная деятельность (рисование)
(картонные белые чашки, цветные карандаши (или краски гуашь).
Подвижная игра
(обручи зеленого, желтого… цвета).
Дидактическое упражнение (флажки основных цветов)
Чтение художественной литературы
Познавательно-исследовательская деятельность.
Апрель 1.«Разложи карандаши по стаканчикам»
2.«Перепрыгни через (красную, синюю) веревочку»
3.«Построй забор вокруг домика по цвету»
4. «Сложи радугу»
5. Р. н. п. «Мы делили апельсин»
6. «Апельсин для волка» Развивать глазомер, продолжать учить умение различать цвета. Познакомить с новыми цветами (оранжевый, голубой, фиолетовый) Дидактическая игра
(карандаши основных цветов, стаканчики основных цветов)
Подвижная игра
(веревочки разных цветов).
Продуктивная деятельность (лепка)
Дидактическое упражнение (цветные картонные дуги, разрезанные пополам).
Чтение художественной литературы
Продуктивная деятельность (рисование)
Май 1. А. Барто "Смотрит солнышко в окошко"
2. «Солнышко добра»
3. Динамика усвоения знаний. Закреплять знания детей о цветах и умение использовать названия цветов в речи.
Выявить знания детей в области сенсорного эталона (цвета, посредством дидактического материала на конец года. Чтение художественной литературы
Продуктивная деятельность (рисование)
Практический выход :
• С помощью родителей в группе был создан дидактический центр, состоящий из разнообразных дидактических игр сенсорного содержания, пособий, конструкторов, используемых в разных видах деятельности детей, способствующих детскому речевому развитию.
• Многократно создавались выставки работ детского творчества «Разноцветные ладошки».
Литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", под ред. Вераксы Н. Е, Комарова Т. С., Васильева М. А.
2. Афонькина Ю. А. «Психологическая безопасность ребенка раннего возраста».
3. ВенгерЛ. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М. : «Просвещение», 1988.
4. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».
5. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008
6. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». СпБ. : «Детство-Пресс», 2005. Саду» №3-2007
7. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М. ,1983.
8. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
9. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005;
10. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М. : «Сфера», 2012.
11. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.