Яна Рожкова
Выбор музыкальных произведений для воспитания национально-культурных традиций у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выбор музыкальных произведений способствующих воспитанию национально – культурных традиции у детей дошкольного возраста.
Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.
Публикация «Выбор музыкальных произведений для воспитания национально-культурных традиций у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В современном понимании, музыкальное воспитание - это процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей жизни.
Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе музыкального воспитания дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.
В свою очередь, успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации детской музыкальной деятельности и т. п.
Таким образом, систематическое использование в практике работы всех разновидностей (жанров) народного творчества позволит развивать у детей музыкальную культуру и музыкально-творческие способности через :
1. знакомство и исполнение произведений фольклора, способного привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней;
2. попевки и музицирование простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий и произведений;
3. интонирование прибауток и скороговорок способно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений — участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества – именно там, где дети смогут применить всё свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения и музицирования на музыкальных инструментах (в том числе и народных, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, песни, народные танцы – все эти виды детской деятельности дают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прощлым русского народа. Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
В детском саду с народным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, занятиях в группе, на досугах и при участии в народных праздниках. Дети с интересом воспринимают предлагаемый материал, легко запоминая короткое, образное содержание потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок и попевок.
Народная песня – одно их ярких произведений музыкального фольклора. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота – характерные черты русского песенного народного творчества. В народной песне отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Маленькие дети с удовольствием слушают игровые, плясовые песни: «Дождик», «Солнышко», «Петушок», «Зайчик ты, зайчик», «Огуречик», а также колыбельные песни: «Котя, Котенька- коток», «Идет коза рогатая». Для старших дошкольников используются песни разнообразные по форме и по содержанию. Это песни повествовательного, танцевального, игрового характера, песни протяжные, лирические, торжественные, героические, грустные, веселые. К ним относятся: «Ходила младешенька», «Пошла млада за водой», «Во кузнице», «Соловушка», «Со вьюном я хожу».
Хороводные игры, созданные на основе русских народных игр очень разнообразны как по характеру, так и по содержанию. Хороводы для старших детей «Теремок», «Ворон», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем», «Как пошли наши подружки», «Во поле береза стояла» просты по форме, богаты яркими, понятными детям образами, они вызывают желание проявить себя даже самого застенчивого ребенка. Систематическое использование хороводных игр в работе с дошкольниками создает предпосылки для творческой инициативы самих детей.
Частушки – удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек. Как и другое устное народное творчество, частушки быстро запоминаются детьми. Остаются частушки в репертуаре праздников у дошкольников и школьников. В возрасте от 3 до 5 лет малыши легко и быстро запоминают короткие веселые частушки-песенки и с радостью их исполняют.
Игры – драматизации и драматизированные русские народные сказки занимают важное место в музыкальном воспитании детей. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения. Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников. Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Теремок», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Лиса и заяц». Эти небольшие по объему сказки, с простым сюжетом позволяют задействовать практически всех детей.
Игра на русских народных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа: помогала в труде, сопровождала праздники. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании во время активного музицирования — все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативности.
Народные календарные праздники – это способ знакомства детей с традициями русских праздников, взглянуть на них глазами современного человека. Это могут быть игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок с участием персонажей легенд и сказок, с использованием народных игр и песен. Участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества, музицирования на народных музыкальных инструментах, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений- все это позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, хороводы, мы, привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях как добро, дружба, любовь к природе, к родной стране. Народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты. Все это создает реальные предпосылки дл всестороннего гармоничного развития человека.