МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций»

Фирая Хайруллина
Консультация для воспитателей «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование любви к Родине на основе изучения национальных

культурных традиций.

Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Отечественные педагоги считают необходимым «…так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей волновало настоящее и будущее Отчизны.» (В. А. Сухомлинский).

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций“» размещена в разделах

«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё». (К. Д Ушинский)

Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу её интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за всё то, что в ней происходит. Отношение к родине, её культуре, истории, языку передаётся от родителей к детям. Чувство любви к Родине развивается под влиянием воспитания.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции

своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет

в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В период от 3-7 лет у детей происходит лишь накопление впечатлений, знаний, отношений к окружающему, которые в дальнейшем ложатся в основу развития патриотического чувства. Впечатления детства создают основу для чувства любви к своему народу, к Родине. На основе любви к близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, к родной природе у детей воспитывается интерес и любовь к более широкому кругу явлений.

Чувство любви к Родине надо воспитывать на фактах, доступных детям, ярких, используя наблюдения и влияние художественных образов детских книг, картин, песен и живое конкретное образное слово воспитателя.

Младшему дошкольнику 3-4 лет доступна лишь внешняя сторона небольшого круга общественных событий. Он просто радуется весёлому празднику. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… В нашей республике Татарстан дети, вместе со своими родителями, дети участвуют в празднике Сабантуй (праздник плуга и труда, в празднике Нардуган (Новый год, Нэуруз (встреча весны, наблюдают за салютом на празднике, посвящённому Дню суверенитета Татарстана, не пытаясь разобраться в их причинах. Уже в этом возрасте на близких и конкретных примерах дети знакомятся с социальной стороной наблюдаемых явлений. Воспитатель проводит наблюдения за трудом младшего воспитателя (няни, повара в детском саду, показывает их заботу о детях.

Детей 5-6 летнего возраста знакомят с более широким кругом событий. Им даются некоторые сведения об общественной жизни на основе рассказов, книг, показа иллюстраций, картин. Детей этого возраста в доступной форме знакомят с содержанием, смыслом, значением некоторых общественных явлений.

Детям старшего возраста на основе уже имеющихся конкретных знаний можно постепенно давать первоначальные представления о жизни других народов, о столице родной республики (мы рассказываем о республике Татарстан и её столице города Казани, о других городах и сёлах России.

С целью воспитания у детей любви к Родине используются :

1) прогулки и экскурсии;

2) чтение книг;

3) рассматривание иллюстраций;

4) беседы об увиденном и прочитанном;

5) рассказы воспитателя и его объяснения;

6) ответы воспитателя на вопросы детей.

Любовь к семье – ценная черта, на ее основе легче воспитывать более сложные чувства и высокие моральные качества.

Любовь к родной природе – чувство неотъемлемое от чувств любви к Родине. Красоту природы отразили в своей музыке композиторы, в картинах – великие художники. Народные песни о природе родного края известны нам ещё с раннего детства.

Особое место среди них занимают колыбельные песни.

Картины русских и татарских художников дети должны наглядно видеть на репродукциях и открытках.

Параллельно при ознакомлении детей с произведениями русских писателей и поэтов мы знакомим детей и с произведениями татарских писателей. К юбилейным датам

оформляем уголки с портретом писателя, его книгами, а также рисунки детей по его

произведениям.

Любовь к родному городу или посёлку воспитывается при ознакомлении детей с его достопримечательностями – новыми домами, красивыми местами, парками, памятниками культуры. Детей приучают видеть те перемены, которые произошли в родном посёлке.

Для воспитания любви к своему народу, своей Родине огромное значение имеет усвоение ребёнком родного языка.

В народном языке отражается жизнь родной страны, её природа, особенности труда людей, традиции, обычаи.

«Чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» - писал К. Д. Ушинский.

К 6-7 годам ребёнок правильно говорит на родном языке, и язык, созданный народом, развивает ребёнка умственно, нравственно и эстетически.

С усвоением родного языка ребёнок усваивает множество понятий, народных воззрений, у него воспитывается вкус к родному слову, любовь к народу, на языке которого говорит он и его родители.

Особенно широко в воспитании детей должно применятся народное творчество. Оно близко и понятно детям, и действует на них своей чарующей простотой.

Большое влияние на детей оказывает народная сказка. В её образах детям раскры-

ваются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению.

Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе

патриотизма.

В воспитательной работе широко используются народные песни, народные игры, отражающие жизнь народа, его труд, быт и художественные вкусы.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом своя

природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет

формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Для украшения детского сада можно использовать элементы народно - прикладного искусства: ковры и дорожки, вышивки, глиняная посуда, народный орнамент, кружева – как образец для декоративного рисования детей.

Произведения народного искусства вызывают у детей чувства восхищения мастерством народа.

В группах необходимо иметь:

- кукол в национальных костюмах (русском и татарском, передающие характерные черты того народа, который проживает в вашей республике;

- символику государства (гимн, флаг, герб);

- альбомы, иллюстрации о Республике (Татарстан), о её столице (городе Казани) и достопримечательностях;

- в национальных уголках и уголках по ИЗО, просмотреть наличие орнаментов тех народов, которые проживают в вашей республике, посуды, изделия мастеров, вышивок, аппликаций;

- иллюстрации картин национальных художников;

- наличие художественных произведений известных писателей и поэтов (в нашем детском саду это произведения Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Абдуллы Алиша, Амины Бикчентаевой)

- наличие книг с народными сказками, дети с удовольствием их слушают и

- запоминают,фольклором (пословицы, загадки, поговорки, включать их в повседневную жизнь детей;

- наличие и подборка народных игр, подвижных и хороводных,

включение их в режимные моменты;

- подборку музыкальных произведений композиторов вашей республики их портретов, включать этот материал в занятия, беседы с родителями и детьми;

- иметь материалы о народных праздниках своего народа, включать их

в план своей работы, привлекая к этому родителей;

- иметь подборку консультаций для родителей, тестов, анкет;

можно оформить вместе с родителями альбом об истории и традициях

семьи, своего народа, прошлом края, посёлка и. т. д.

В нашей республике Татарстан в государственный образовательный стандарт внесён национально-региональный компонент, который пред-

полагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре.

Национально-региональный блок в условиях системы воспитания реализуется в

изучении культуры родного края, традиций народов Татарстана и Поволжья. Актуальным вопросом в совместной работе образовательного учреждения и семьи является воспитание детей в духе дружбы и взаимопонимания народов, в духе глубокого уважения к родной культуре, культуре народов совместного проживания.

Использованная литература:

1. Иванова Т. В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Волгоград:

ИТД «Корифей», 2008. 96 с.

2. Нугуманова Л. Н., Ишниязова З. Л., Манюрова Г. Х. Современная действительность

и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных

учреждениях. Казань: РИЦ «Школа», 2003.-104 с.

3. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М., «Просвещение»

1985.- 238 с.

Публикации по теме:

Формирование любви к малой Родине в ходе тематических занятий.Формирование любви к малой Родине в ходе тематических занятий. Любовь к Родине начинается с воспитания любви к малой родине-своему городу и месту где родился. Хорошим поводом для приобщения детей к знаниям.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются нравственности, формируются.

Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнок думает,.

Консультация «Формирование представлений о малой Родине у младших дошкольников» Формирования представлений о малой родине у младших дошкольников воспитатели МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок» Цаер.

Консультация для воспитателей «Методика приобщения к малой Родине» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» Шатурского муниципального района Московской области.

Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 445 г. Нижнего Новгорода г. Нижний Новгород 2017г.. Должны.

Посещение семинара «Формирование личности на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций». ФотоотчетПосещение семинара «Формирование личности на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций». Фотоотчет Никогда не думала, что смогу посетить всем известный, на краю нашей России- замечательный остров Сахалин! А поехала я туда с обучающим.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Формирование любви к малой Родине В Федеральных Государственных Образовательных стандартах дошкольного образования закреплены задачи нравственно - патриотического воспитания.

Перспективный план образовательной работы со старшими дошкольниками на основе реализации технологии культурных практик .

Проект «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы» Куклы известны с глубокой древности. Сколько существует мир, столько существуют и куклы. Цель мастер - класса: познакомить с культурными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций»
Опубликовано: 19 ноября 2017 в 13:10
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций»» (включая файлы) размещена пользователем Фирая Хайруллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД