Наталья Рухля
Всеобуч-практикум для родителей «Пути формирования правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Н. с. рухля: |
"Пути формирования правильной речи" |
Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Хорошо, что вы пришли, значит, вам хочется узнать о своем ребенке больше, помочь ему. Сегодня мы пригласили вас на родительский всеобуч-практикум, тема которого: «Пути формирования правильной речи». Исходя из темы, мы сформулировали цель: «способствовать осознанию родителями необходимости и значимости взаимодействия с логопедом ОУ для успешной коррекции речи детей».
Темочки:
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Всю работу мы разделили на два блока.
1 блок – теоретический. Из него вы получите необходимую информацию о методах и приемах, используемых для устранения дефектов произношения.
2 блок – практический. В работе этого блока вы примете самое непосредственное участие. Вы познакомитесь с некоторыми упражнениями и играми, которые помогают ребенку своевременно овладеть правильным произношением. И сами будете выполнять эти упражнения.
1 Блок. Теоретический
Возраст 5-6 лет – это период, когда дефекты произношения с помощью специалистов-логопедов можно устранить наиболее успешно. Формирование правильного произношения у детей – сложный процесс, так как ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
К 4-5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самоконтролю.
Наши дети не правильно произносят звуки, потому что у них недостаточно подвижны мышцы артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения помогают детям научиться делать язык широким, круглым, подвижным. Это необходимо для произнесения любого звука. Все эти упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Иначе ребенок не увидит свою ошибку и не закрепит правильное положение. Дома эти упражнения нужно выполнять только после того, как ребенок понял, как это делать. Следите, чтобы он не закреплял ошибочное положение.
Развитие речи определяется степенью созревания речевых центров в коре больших полушарий мозга. Между этими центрами и движениями кистей и пальцев рук существует тесная связь. Действия рук стимулируют активность центров, оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга. Пальчиковые игры просты, но необходимы нашим детям.
Для закрепления звука во фразе, правильного употребления его в речи, для выработки четкой дикции, вы можете предложить ребенку:
- многократно повторять чистоговорки, скороговорки (используют также для развития артикуляционного аппарата, для тренировки в произнесении слов с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом).
Например.
У Сени и Сани в сетях сом и усами.
- заучить и четко воспроизводить загадки (рекомендуются кроме того, для развития слухового внимания, т. е. внимательно слушать речь говорящего, для развития фонематического восприятия, т. к. ребенку предлагают определить в слове отгадке заданный звук, стихотворения, потешки, считалки, небольшие рассказы, насыщенные определенными звуками.
Например.
Белое одеяло землю одевало,
Солнце напекло, одеяло потекло. (Снег)
При чтении стихотворений обратите внимание на то, чтобы ребенок воспроизводил их, учитывая средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело или грустно, торжественно, возвышенно или спокойно, быстро или медленно, тихо или громко. Интонационная выразительность взрослых при чтении ребенку художественных произведений будет способствовать не только глубокому и правильному пониманию их содержания, но и воспитывать у ребенка потребность самому передавать текст выразительно, громко, не торопясь.
Так же в организации речевой работы с ребенком окажут помощь иллюстрации в книге. Особенно целесообразно их использовать для совершенствования некоторых элементов фонематического анализа, когда ребенку предлагают найти на картинке среди разных предметов только те, в названии которых есть заданные звуки. При подборе таких слов, ребенок учится различать звуки на слух, ясно произносить их в словах, выделяя голосом.
Например:
Иллюстрации к сказке «Колобок» - найти слова со звуком Л, к сказке «Теремок» - слова со звуками Ш, Л, Р.
Все игры и упражнения, проводимые с ребенком, должны быть направлены как на формирование правильного произношения, так и на развитие фонематического восприятия:
- одни из них направлены на закрепление звука;
- другие способствуют воспитанию умения услышать, узнать этот звук в слове;
- третьи способствуют формированию умения из группы разных слов выделить только те слова, в которых есть заданный звук.
Таким образом, работа по закреплению звуков должна идти параллельно с развитием фонематического восприятия.
Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, если не получается с первого раза.
Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.
На этом теоретическая часть закончена, переходим к практическому блоку.
2 Блок. Практический
Артикуляционная гимнастика.
Такая гимнастика нужна для развития артикуляционного аппарата, для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.
(слайды 1-16)
Пальчиковая гимнастика.
На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Такая гимнастика помогает детям через тактильные ощущения соотносить речевые фразы с движениями пальцев, что положительным образом сказывается на развитии речи ребенка.
Мы во двор пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили.
(«Крошат хлеб» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальчиком правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли.
(Стряхивают «снег» с ладоней)
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку).
Упражнения, направленные на формирования правильного произношения у детей дошкольного возраста.
Назовите предметы ласковыми словами.
Это упражнение учит детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Я назову слово, а вы сделаете из этого слова – ласковое слово: флаг – флажок, друг – дружок, берег – бережок, луг – лужок и др.
Подними флажок.
Способствует формированию фонематического слуха, умению из группы разных слов выделить только те слова, в которых есть заданный звук.
Я буду называть предметы, вы поднимите флажок только тогда, когда услышите в слове звук (Ж): жук, паук, кот, рот, кожа, пчела, стул, пижама, шкаф, жираф, еж.
Где живёт звук.
Способствует воспитанию умения услышать, узнать место звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Возьмите картинки, разложите их на столе. Посмотрите внимательно, поднимите ту картинку, в названии которой присутствует звук (Ш) в начале, в середине, в конце слова.
Доскажи словечко.
Обогащает активный словарь ребенка.
Я начну фразу, а вы ее закончите:
Ворона каркает, а воробей… чирикает.
Сова летает, а заяц… прыгает.
Собака лает, а змея… шипит.
Самолет летает, а машина… едет.
Добавлялки.
Задания на договаривание слов в двустишиях или небольших стихотворениях помогает детям активизировать словарный запас, развивает память, мышление.
Я скажу, а вы добавьте:
Белокрылый альбатрос верен морю как… матрос.
Как бы мне пошла корона! Важно каркает… ворона.
Жарким летом по горам в шубе бегает… баран.
В реке большая драка – поссорились два… рака.
Расскажи сказку.
Развивает внимание, фонематическое восприятие.
Внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. Вам необходимо будет выбрать из этой сказки слова, в которых встречается звук (Л).
У слоненка был день рождения. Пришла к нему куклу Лола и подарила палочку. «Зачем мне палочка?» - удивился слоненок. «Это палочка не простая, а волшебная! – пояснила Лола. – Если ты захочешь поиграть, то тебе стоит назвать только слово и взмахнуть палочкой, игрушка сразу появится». Обрадовался слоненок, сказал «Юла» - сразу же появилась новая юла. Сказал «Стол», «Стул» - появилась мебель. Сказал «Колокольчик» - вот и колокольчик. Только скучно стало одному слоненку. Позвонил он в колокольчик и пригласил своих друзей из зоопарка.
Какие слова со звуком (Л) вы запомнили?
Придумайте, кто пришел в гости к слоненку?
Скажи слово.
Учит образовывать новые слова способом словосложения.
Я назову два слова, а вы составите из них одно слово.
Сам летает - … самолет
Сам катит - … самокат
Снег падает - … снегопад
Сено косят - … сенокос
Пыль сосет - … пылесос
Листья падают - … листопад
Лес рубит - … лесоруб.
Чистоговорки, скороговорки.
Используют для развития артикуляционного аппарата, для автоматизации звуков, для тренировки в произнесении слов с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.
Правильно и четко произнесите чистоговорку, с различной силой голоса.
Шепотом – чу – чу – чу – я зажгу свечу.
Тихо – ча-ча-ча - горит свеча.
Умеренно – чи-чи-чи - сели мы вокруг свечи.
Громко – че-че-че – почитаем при свече.
Тихо – ча-ча-ча – догорела вся свеча.
А сейчас мы поговорим о скороговорках.
Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения в кругу семьи. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
- Внимание на экран. (Слайд 17)
Перед вами скороговорка. Прочитаем ее “глазами”. Хорошо. Проговорим скороговорку беззвучно. Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно, в полный голос. Быстро. Быстро-быстро.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Следующая скороговорка. Есть желающие? (Слайд-18)
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
- И последняя скороговорка. Давайте, проговорим ее вместе. (Слайд-19)
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы по развитию речи, а именно: с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата, на формирование мелкой моторики рук, по развитию дикции.
Приемов по данной теме много, я вас познакомила с некоторыми из них.
Заканчивая наш разговор, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что развитие правильной и чистой речи – основная задача в логопедической группе. Если мы решим ее, то наши дети без особых проблем освоят чтение, будут правильно писать и естественно будут успешными в школе.