Папки-передвижки

Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников»

Лариса Пунтус
Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольников.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.

Публикация «Педагогический совет „Пути формирования связной речи у дошкольников“» размещена в разделах

3. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ.

4. Активизировать деятельность педагогов.

Повестка:

1. Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии на современном этапе

2. Мои педагогические находки - презентация применения образовательных технологий в речевом развитии из опыта работы всех педагогов

3. Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

4. Итоги тематического контроля «Развитие связной монологической речи у дошкольников с использованием инновационных технологий»

5. Деловая игра «Волшебная радуга»

6. Выработка решений и рекомендаций

1. Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Назовите профессии, где требуется умение правильно говорить». В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей - недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- бедность речи. Недостаточный словарный запас;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;

Было бы замечательно, если бы у нас с вами была волшебная палочка, которой взмахнув, можно было решить все проблемы разом, но увы…

Но у дошкольников есть важный документ, который нам поможет в этом

Конечно, же это ФГОС ДО, поэтому предлагаю его вспомнить:

Что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «Речевое развитие»(педагоги думают, обсуждают)

Хорошо, чтобы долго не думали, как добрая фея, даю Вам подсказку – этот слайд поможет вспомнить задачи речевого развития, их по ФГОС ДО - 7, как чего?.

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Перед вами целевые ориентиры в речевом развитии, то к чему необходимо стремиться.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Задачи знаем, то к чему необходимо прийти знаем. При помощи чего мы всего этого достигнем.

При помощи систематической планомерной работы с детьми во все видах детской деятельности, применения новых технологий, рекомендованных образовательной программой

• Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

• Технологии проектной деятельности;

• Технологии исследовательской деятельности

• Технологии «Портфолио дошкольника»

Информационно - коммуникативные технологии

И технологий именно в речевом развитии, применимых вами в работе с детьми:

1. ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)

2. Метод наглядного моделирования. Мнемотехника.

3. Логоритмика. (Речевые упражнения с движениями)

4. Сочинительство.

5. Сказкатерапия. (Сочинение детьми сказок)

6. Игровые технологии.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика.

Своими педагогическими находками в их применении вы сейчас поделитесь в рамках третьего вопроса.

Четвертый вопрос нам осветит Тема её основного направления работы, опыт который мы в этом году изучаем, : Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы», а сегодня она нам расскажет и покажет как же на развитие связной речи малышей влияет фольклор.

5. С итогами тематического контроля «Развитие связной монологической речи у дошкольников с использованием инновационных технологий» познакомит заведующий МБДОУ Практическая часть - Деловая игра «Волшебная радуга»

Предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

1. Игра «Ромашка» (каждая команда получает по ромашке, на лепестках которой прописаны вопросы)

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь само реализоваться на педагогическом поприще.

Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

Изложение прослушанного произведения (пересказ)

Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение)

Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение)

То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь)

Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

7. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

7. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя.

(речевой образец)

2. Игра «Допиши две строчки»

Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.

Словесное творчество выражается в разных формах :

- в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)

- в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок

- в сочинение стихов

- в творческих пересказах

Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.

«Подбери рифму»

Я пришёл сегодня в сад,

Очень Слава мне был рад.

Я ему принёс лошадку,

Ну а он мне дал лопатку»

«Наконец зима настала,

Холоднее на улице стало…

У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

Вы слыхали? На базаре

Чудо-овощ продавали.

Очень скоро Новый год

К нам на праздники он придет…

4. Составь мнемотаблицу для заучивания стихотворения

(Что такое Новый год?. "

Что такое Новый год?

Это все наоборот:

Елки в комнате растут,

Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком

На колючей елке!

Дождик тоже не простой,

В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,

Никого не мочит,

Даже Дедушка Мороз

Никому не щиплет нос.

Е. Михайлова

В каждом доме много света. "

В каждом доме много света

Наступает Новый год!

Белоснежная карета

Дед Мороза привезет.

Ровно в полночь вспыхнут ярко

В небесах гирлянды звезд.

Не приходит без подарков

В этот праздник Дед Мороз!

Как обрадуются дети,

Подбегут гурьбой они,

А на елке ярко светят

Разноцветные огни.

А. Барто

ТРИЗ «Игра «Да- нетка»

На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

В. : Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Да-нетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это неживой предмет.

Д: Это книга?

В. : Нет

Д: Это игрушка?

В. : Да

Д. : Может кукла?

В. : Нет.

Варианты ответов детей…

Д: Это домик?

В. : Да

Воспитатель снимает ткань.

Второй вариант игры «да и нет не говорить, черный с белым не носить»

Хотелось бы закончить наш педсовет изречением Ушаковой О. С., что «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Моя Родина» Педагогический совет Проектная деятельность «Моя Родина.» «Региональный компонент» Воспитатель: Геращенко Н. Ю. апрель 2016 год.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников»Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников» Педагогический советТема:«Познавательное развитие дошкольников»Место проведения: МБДОУ «Детский сад №2» Дата проведения: 20.04.2016г. ЦЕЛЬ:.

Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения» Педагогический совет МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию.

Педагогический совет Тема: «Организация работы по речевому развитию в ДОУ посредством интерактивных методов обучения» Педагогический совет Тема: «Организация работы по речевому развитию в ДОУ посредством использования интерактивных методов обучения» Старший.

План самообразования «Театр как средство формирования связной речи дошкольников» на 2015–2016 учебный год МБДОУ детский сад с. Николаевка План самообразования «Театр, как средство формирования связной речи дошкольников» на 2015–2016.

Проект «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР» Практико – значимый проект Тема: «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков связной описательной речи у старших дошкольников.

Пути взаимодействия ДОУ и семьи в формировании связной речи старших дошкольников Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Макаренко А. С.

Педагогический совет «Методы и приёмы ТРИЗ для развития связной речи детей» ПРОТОКОЛ Педагогического совета №3 Председатель: Попова С. В. – ст. воспитатель Секретарь: Пелепягина Ю. А. – воспитатель Присутствовали:.

Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи В статье указано то, что какие возникают трудности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников»
Опубликовано: 30 июля 2016 в 23:45
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Пунтус в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД