МААМ-картинки

«Воспитание выразительной речи у детей». Консультация-практикум для родителей в клубе «На пороге школы»

Татьяна Высоцкая
«Воспитание выразительной речи у детей». Консультация-практикум для родителей в клубе «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы

"Воспитание выразительной речи у детей. "Консультация - практикум для родителей в клубе "На пороге школы. "

В понятие «выразительная речь» входят следующие компоненты:

1. правильное речевое дыхание;

2. высота и сила голоса;

3. правильный темп и ритм речи;

4. интоннационное богатство с мимикой и жестами.

1. Дыхание.

Речевое дыхание у детей с ОНР несовершенно. Это проявляется в следующем:

Публикация «„Воспитание выразительной речи у детей“, Консультация-практикум для родителей в клубе „На пороге школы“» размещена в разделах

слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышной речи;

в неравномерном распределении выдыхаемого воздуха: ребёнок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и договаривает фразу уже шёпотом;

в неумелом распределении дыхания, по словам, когда ребёнок делает вдох посреди слова;

в торопливом произнесении фразы – «взахлёб» и на вдохе.

Недочёты детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха, выработкой умения правильно дышать в процессе речи. Для этого можно использовать следующие упражнения:

сдувать снежинки, бумажки со стола;

дуть на ватные шарики, карандаши, катать их по столу;

дуть на вертушки, играть на детских музыкальных инструментах;

дутьем приводить в движение кораблики, плавающие в тазике;

надувать воздушные шарики, мыльные пузыри;

игра «Кто больше посчитает?» (Предлагается говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая количество слов: «Возле горки, на пригорке стоят 33 Егорки; (вдох) – Раз Егорка, два, три, четыре. Эти упражнения полезны всем детям. Если над дыханием не работать, то в школе у ребёнка могут возникнуть трудности в чтении, на уроках пения. Они не смогут пропеть на одном выдохе музыкальную фразу.

Предлагаю применять дыхательную гимнастику, которая влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике и лечению заболеваний лор – органов.

«Дятел»

Пёстрый дятел тук да тук,

Слышим мы знакомый звук.

Это с той зелёной ели

Раздаётся громкий стук.

(Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На вдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем – 5 – 6 раз)

«Василёк»

Распустился наш цветок –

Ярко – синий василёк,

Ну пойдём скорей гулять,

Аромат его вдыхать!

(Сделать по 8 вдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая указательным пальцем).

«Бычок»

Вышел на лужок бычок

С чёрным пятнышком бочок.

Ты уж не бодайся,

С нами занимайся!

(Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа).

«Замочек»

Дверь с тобой мы закрываем,

На замочек запираем,

Не успели мы закрыться,

Кто – то в дверь уже стучится.

(При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа).

«Гномик»

Наш весёлый добрый гном

Часто размышляет.

Звуки «ба – бо – бу» и «гм – м – м»

Вслух он повторяет.

(Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба – бо – бу» и «гм – м – м»)

«Шарик»

Будто шариком играем:

Наш животик мы сдуваем,

Дружно все вздохнули:

Шарик наш надули.

(Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий вдох через нос – 3- 4 раза).

«Доктор»

Горлышко своё мы

Доктору покажем.

Чтобы всё увидел -

«А – а- а» ему мы скажем.

(Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а – а - а» - 5- 6 раз).

2. Высота и сила голоса

В дошкольном возрасте голос у детей то крикливый, то, наоборот, очень слабый, то хриплый, то дрожащий. Иногда дети говорят низким детским басом. Сила и высота голоса свидетельствуют об эмоциональности ребёнка, а в речи эта эмоциональность выражается интонациями, т. е. разнообразными изменениями голоса. Если у ребёнка тихий голос, его следует заставлять петь, играть «Эхо», «Ауканье». При декламации надо ставить ребёнка возможно дальше от его слушателей, т. к. расстояние является условным раздражителем силы голоса, чем больше расстояние, тем громче, незаметно для себя, ребёнок говорит.

Упражнения по развитию силы голоса.

• Удлинённое произнесение звука УУУ, ООО, ААА,

• усиление голоса (беззвуковая артикуляция – шёпот – тихо – громко;

• ослабление голоса (беззвуковая артикуляция – громко - тихо –

• шёпот;

• игры на громкий и тихий голос «Эхо» 9произнести громко – эхо откликается тише, «Ауканье» (громко произносить «а – у»)

Упражнения по развитию высоты голоса

• повышение и понижения голоса при произнесении гласных;

• повышение или понижение голоса при произнесении слогом;

• повышение или понижение голоса при произнесении сочетания звуков;

• укачивание;

обыгрывание игрушек:

изображать большого и маленького мишку (собаку и т. д.)

Например, большой медведь идёт медленно А –А -А-(низким голосом, маленький бежит а – а – а (высоким голосом,

игры с колокольчиком – колокольчик зазвенел: дин – дин – высокий голос.

3. Правильный темп и ритм речи.

Ритм выражается в соблюдении правильного словесного ударения, которое организует ритмическую сторону речи.

На исправление ритма речи, прежде всего, влияет хорошая речь окружающих, а затем – специальные игры:

отстучать по подражанию серии простых ударов;

отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары;

отстучать по подражанию серии акцентированных ударов (громко – тихо);

самостоятельно воспроизвести по карточке удары и их серии.

Легко воспринимается приятная печь, характеризующаяся средним темпом речи. Но в, то же время, ребёнок должен уметь говорить и медленно, и быстро. Дошкольники склонны к быстрой речи, делают короткие и неуместные паузы. Быстрый темп часто сопровождается беспорядочными движениями рук и всего тела. Ребёнок может пропускать целые фразы, бурный поток слов произнести без передышки. Чтобы помочь ребёнку устранить ускоренную речь, нужно воздействовать на его поведение, учить доводить начатое дело до конца.

Одновременно с этим ребёнка приучают к медленной, спокойной речи. Очень полезно читать стихи, отбивая каждый слог ударом руки по столу, хорошо говорить под маршировку. Можно предложить читать стихи перед зеркалом.

Другая крайность, когда дети говорят крайне медленно, растягивая гласные звуки. В этом случае цель упражнений – ускорить речь. Важно подавать пример плавной речи. Особенно полезно произнесение стихов и скороговорок. Но ускорять темп речи нужно осторожно, не давая ребёнку непосильно быстрого темпа.

Хорошо устраивать инсценировки с диалогами. Большое значение имеет гимнастика с быстрыми чёткими движениям, маршировка и бег с ускорением и замедлением, подвижные игры типа «Пятнашки», «Горелки».

4. Интонационная выразительность.

Говоря об интонационной выразительности, нужно иметь в виду две стороны этого понятия:

• естественная выразительность повседневной детской речи;

• произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Эмоциональность проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчёркивании

отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене высоты голоса, темпа и ритма речи. Непроизвольная речь детей всегда выразительна. Более сложно формировать произвольную выразительность. Для формирования произвольной выразительности применяют разыгрывание коротких сценок с диалогами, инсценировки сказок, стихов. Самый основной приём для развития выразительности – это выразительное чтение художественных произведений. При чтении взрослым необходимо менять интонацию, силу и высоту голоса, подражать голосом персонажей, делать паузу в нужных местах, менять выражение лица, подражая героям. Это необходимо делать потому, что развитие у детей восприимчивости к художественному слову происходит, прежде всего, через подражание. Если речь взрослых маловыразительна, то и дети неэмоциональны, не умеют пользоваться средствами выразительности. Выразительное чтение сказок, стихов, сопровождаемое жестами, мимикой помогает детям лучше вникнуть в смысл текста. Полезно рассматривать иллюстрации к сказкам, чтобы дети представляли внешний вид персонажей, ситуацию, мимику. Можно предложить ребёнку самому, изобразить какой - либо персонаж (выражение лица, поведение). Это развивает творческую инициативу, самостоятельность, Эмоционально насыщенная речь характеризуется применением мимики и жестов. Полезно давать задания: изображать персонажей, изменяя какое – то слово жестом, изменяя силу и высоту голоса. Важно, чтобы дети умели интонационно передать вопрос, утвердительный и отрицательный ответ, жалобу, просьбу, приказание, страх, радость. Можно использовать такие приё мы: подбираются картинки (например, девочка разбила чашку, у мальчика болят зубы). Предложить детям изобразить выражение лица, поведение героев, их возможные реплики, восклицания.

Можно познакомить детей со знаками, которые ставятся в конце предложений (вопросительный, восклицательный, точка). Провести игру «Поставь знак».

У детей 3 карточки :

Взрослый говорит предложения с разной интонацией, а дети показывают определённый знак. Например,

-Оля, какая сегодня погода?

-Ах, как сверкает снег на солнце!

-Снег покрыл землю, дома, деревья.

Затем предложить детям придумать предложения с разной интонацией, а взрослый показывает соответствующую карточку.

Если развитию выразительности речи уделять достаточное внимание и в детском саду, и дома, то к моменту поступления в школу у детей появятся умения самостоятельно использовать в речи разные средства выразительности : интонацию, мимику, жесты и другие. Это поможет ребёнку легче адаптироваться к школьному обучению, поможет в общении с окружающими.

Публикации по теме:

Конспект занятия «На пороге школы» Ход занятия Дети входят в зал, где их встречает психолог, и встают в круг. Педагог-психолог: «Ребята, мы с вами отправимся в страну Школяндию.

Консультация «На пороге школы» Ваш ребенок пошел в подготовительную группу детского сада, у вас возник вопрос: нужно ли учить ребенка до школы? Проблема готовности детей.

Родительское собрание «Шестилетки на пороге школы» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ШЕСТИЛЕТКИ НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ» ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ» ВОСПИТАТЕЛЬ: Воронина Татьяна Леонидовна.

Консультация для родителей «Воспитание детей с нарушениями речи» «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» "ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!" Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «На пороге школы» Тема НОД: «На пороге школы» Конспект итогового мероприятия интегративной непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «На пороге школы» Тема НОД: «На пороге школы» Конспект итогового мероприятия интегративной непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к.

Консультация для родителей «Осень на пороге — будь внимателен ты на дороге» Консультация для родителей. «Осень на пороге – будь внимателен ты на дороге». Знает каждый гражданин, Что в любое время года Мостовая –.

Консультация для родителей «Шестилетки на пороге школы» Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов для каждого ребёнка. Поэтому основная задача педагогов и родителей.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.

Консультация-практикум для родителей младшей группы в клубе «Семейная академия» «Коварная соска во рту» Коварная соска во рту Это приспособление из резины с круглым диском у основания популярно уже не одно десятилетие. Но так ли уж оно полезно?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Воспитание выразительной речи у детей». Консультация-практикум для родителей в клубе «На пороге школы»
Опубликовано: 25 декабря 2016 в 10:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Воспитание выразительной речи у детей». Консультация-практикум для родителей в клубе «На пороге школы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Высоцкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД