МААМ-картинки

Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников» (2 фото)

Флюра Абилова
Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Cамым высоким видом искусства, самым талантливым,

самым гениальным является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом, сохранено,

что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Одним из путей духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям, которые способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие личности (художественно-эстетическое, трудовое и патриотическое).

Публикация «Семинар-практикум „Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников“» размещена в разделах

Народное декоративно-прикладное искусство, будучи одним из средств этетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и искусстве. Народное искусство по содержанию национальное и способно активно воздействовать на духовное развитие человека.

Известно, что жизнь и прогресс любого народа обусловлены духовным обогащением людей, передающимися из поколения в поколение путем сохранения и развития народной культуры. По мнению известного этнопедагога Г. Н. Волкова, «нравственное здоровье нации определено историческими корнями духовной жизни народа. Без исторических корней нет народа. Дерево без корней сохнет, гибнет». Следовательно, воспитание – это питание души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным; «питание» красотой.

Дошкольные годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинаются развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. В этом возрасте подготавливается почва для нравственного роста и любви к окружающему.

Вначале народное искусство развивалось как элемент художественного оформления различных бытовых предметов: посуды, одежды, инструментов и орудий труда, жилища. Нередко это оформление носило магический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека. Часто образы народного искусства имели охранительное значение, например, вышивка на одежде или орнамент на жилище.

С течением времени народно-прикладное искусство выделилось в отрасль кустарного производства, став ремеслом. В России оно приобрело форму народных художественных промыслов, бытующих в определенных местностях (например, известные нам промыслы: городецкая роспись по дереву, гжельская керамика, семёновская игрушка и др.).

Природа родного края – неиссякаемый источник для творчества. Близость детям творчества народа обусловлена тем, что его образы связаны с укладом окружающего мира, родной природой. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря, степи – это целый мир переживаний. Народное искусство живёт наблюдением природы, окружающей жизни. В своей практике мы обращаем большое внимание детей на окружающую красоту природы. Заостряем внимание дошкольника на красоте деталей, например на цвет и изящную форму листьев деревьев, травинок, цветов, разнообразие снежинок, зимние узоры на окнах. Накопленные впечатления дети реализуют в своих рисунках, росписях тарелок, узорах на глиняных фигурках.

Лепка, резьба, вышивание, роспись и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образы, которым владеет народ. Каждый вид народного творчества духовно развивает ребёнка. Важно, чтобы воспитатели сами были проникнуты уважением к народности. Произведения народного искусства всегда яркие по цвету, просты по форме, по замыслу приближенны к жизни, поэтому легко воспринимаются детьми.

В области народного искусства есть много красивого, простого, что с успехом можно использовать в работе с дошкольниками. Эта деятельность воспитывает у детей трудолюбие, развивает умения, навыки, знакомит с разнообразием художественного материала. Важно преподнести разнообразие народного творчества и заинтересовать дошкольника.

Необходимо привлекать родителей к тому, что делает дошкольное учреждение по ознакомлению детей с прикладным народным искусством. Информацию об этом родители получают на собраниях, в беседах и консультациях, через наглядные материалы, размещённые в «уголке родителей», на сайте детского сада или на страничке группы в социальной сети.

Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало. По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: «Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного».

Решение кроссворда по теме

«Народно-прикладное искусство в работе с детьми»

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья, на котором все его посетители (от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)

Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников»

Практическое задание

На листе бумаги изображена картинка. Вам дается 5 мин., чтобы завершить шедевр. С помощью полученных картинок, создайте общий коллаж.

Вот такой коллаж у нас получился

Фото «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников»

Я предложила воспитателям несколько дидактических игр.

Дидактическая игра: «Найди лишнее»

Дидактическая задача:

1. Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных.

2. Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

3. Развивать мышление, эстетическое восприятие.

4. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний предмет и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.

Дидактическая игра: «Что изменилось»

Дидактическая задача:

1. Закрепить представление о какой-либо росписи

2. Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

3. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.

Руководство:

Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.

Дидактическая игра: «Художественный салон»

Дидактическая задача:

1. Учить устно, описывать выбранный предмет

2. Развивать сосредоточенность, речь-описание

Руководство:

Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается продавец. Остальные – покупатели. Они выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.

Дидактическая игра: «Тайна волшебных колпачков»

Дидактическая задача:

1. Закрепить знания детей об известных им видах декоративно – прикладного искусства

2. Учить рассказывать о предмете, который обнаружен

3. Развивать речь, мышление, внимание

4. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

Узнать, что под колпачком («раскрыть тайну», и получить поощрительный значок, в котором заключена оценка правильности решения задач.

Дидактическая игра: «Составь матрешку»

Дидактическая задача:

1. Закрепить знания детей о русской матрешке

2. Учить сравнивать предметы один с другим

3. Различать цветовые элементы росписи

Руководство:

Найти соответственную половинку матрешки

Ход игры:

На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восставил, тот и выиграл.

Дидактическая игра: «Угадай игрушку»

Дидактическая задача:

1. Закрепить знания детей о трех видах игрушки

2. Учить группировать, обобщать, анализировать

3. Развивать мышление, эстетическое восприятие

4. Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

1. Предложить детям выбрать картинки с изображением (дымковской, каргопольской, филимоновской) игрушек.

2. Предложить разложить картинки на три группы по видам.

Литература:

1. Н. Б. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М. : Просвещение, 1990г.

2. А. П. Усова. Русское народное творчество детскому саду. - М. : Просвещение, 2001г.

3. Народное искусство в воспитании детей. – М. : Российское педагогическое агентство. - 1997г.

Публикации по теме:

«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре» Введение Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался.

Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение.

Консультация «Декоративно-прикладное искусство и народные ремесла — средство воспитания любви к Родине» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Из опыта работы «Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников» 1 СЛАЙД Нашему детскому саду «Березка» немногим более 38 лет. Любой его выпускник, услышав это название, может вспомнить свое пребывание.

Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей» Консультация для педагогов Система формирования нравственных ценностей у детей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических.

Практикум для педагогов по теме «Декоративно-прикладное искусство Кубани» Для успешной реализации регионального компонента в образовательном процессе с дошкольниками, воспитатель должен обладать определенными знаниями.

Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» еминар: «Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» Павлова Е. Н., зам. директора.

Статья «Сказка как средство формирования духовно-нравственных представлений детей» (к плану по самообразованию) С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную и духовную.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Взаимодействие ДОУ с семьёй при формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является: «объединение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 02:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Флюра Абилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД