Роза Гогунова
Семинар-практикум для воспитателей «Аспекты формирования звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
"Аспекты формирования звуковой культуры речи"
Цель: систематизация знаний педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с методами и приёмами работы при проведении речевых (артикуляционных) гимнастик. (Слайд 1, 2)
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Аспекты формирования звуковой культуры речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Дать представление о разноплановости речевых гимнастик, в зависимости от возрастных и речевых возможностей детей.
3. Показать возможность использования речевых гимнастик в развитии познавательно – речевой деятельности детей.
4. Расширять знания педагогов по проблеме формирование фонематического слуха у дошкольников. (Слайд 3)
Психолого-педагогическая работа в дошкольном учреждении ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов;
- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.
Поэтому годовая задача ДОУ это - Способствовать развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию предпосылок грамотности у воспитанников посредством игр и игровой деятельности.
Развитие звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи. Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух. Способность воспринимать данный темп и ритм.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Есть логопед в детском саду или нет, педагоги группы обязаны работать над звуковой культурой речи.
В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Поэтому логопед работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам у детей от 80% до 98% в зависимости от набора детей в группе.
Сегодня я покажу некоторые практические, действенные приёмы работы с детьми по развитию звуковой культуры речи.
Звуковая культура речи берётся как часть ООД, работая, вы стараетесь принести детям добро. Но если Вы в ООД повторяете чистоговорки, учите выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, вы прикладываете силы к закреплению дефектного произношения звуков. Это не добро, это зло.
Самая первая, самая простая, действенная, приносящая видимый результат – речевая гимнастика.
Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать?
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально - психическое состояние ребенка. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.
• Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?
• Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-10 минут.
• Необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений ребенок не напрягал шею, плечи, что бывает довольно часто.
• Перед выполнением упражнения взрослый должен внимательно прочитать методические указания к нему. Неправильно выполняемые упражнения не повысят эффективность логопедической работы, а в некоторых случаях могут даже снизить ее. (Слайд 4)
А сейчас я предлагаю вам в качестве разминки выполнить артикуляционную гимнастику (презентация) «Как язычок катался на велосипеде» (слайд 5)
Знание органов артикуляции
Вопросы участникам семинара (слайд 6)
- Назовите главный артикуляционный орган (язык)
- Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края)
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).
- Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)
2-я часть: «Развитие фонематического слуха и восприятия» (слайд 7)
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.
Игротека для воспитателей : логопед предлагает воспитателям поиграть в игры на развитие фонематического слуха.
1. Собери предметы со звуком [л]. (Слайд 8)
2. Помоги Миле. «Где спрятался звук?» (слайд 9)
- Определите место звука [с] в словах.
-Раздели слова на слоги, и посади их в самолет.
2. По типу «Съедобное – несъедобное» (слайд 10) - педагоги встают в круг, логопед бросает мяч и называет слова. На слова со звуком «С» педагоги ловят мяч, без звука «С» - отбивают.
3. «Звуковая эстафета» (слайд 11) - Первый игрок в колонне получает мяч. Логопед называет слова (дом, морс, первые игроки передают мяч вторым игрокам и т. д. и называют слова на последний звук предыдущего слова.
Конкурс «Придумайте рифму к слову» (слайд 12)
На мольберте выставлены предметные картинки, перевёрнутые обратной стороной. Логопед выходит к мольберту, по очереди переворачивает и называет картинки, а воспитатели подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка - лукошко, улитка - калитка, корзинка - картинка, морковь-любовь.
Конкурс «Подбери слово к схеме» (слайд 13)
Логопед на мольберте выставила варианты схем слов из 3-х звуков. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов – названий растений и животных:
тв. согл. +глас. +тв. согл. (сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох)
мягк. согл. +глас. +тв. согл. (лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як)
тв. согл. +глас. +мягк. согл. (рысь, лось, сыч, гусь)
Конкурс «Найди ошибку» (слайд 14)
Воспитатели получают карточку с заданием, прочитав которое они должны определить, какую ошибку допустил воспитатель.
Задания:
- Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом произносит слова так: БА-РА-БАН, СКАЗ-КА, КА-ША.
- Воспитатель просит определить место звука «З» в словах: ЗОНТ, КОЗА, АРБУЗ, ВАЗА.
- Воспитатель просил детей придумать слова из 3-х звуков и все ответы детей посчитал за правильные: сок, мох, яма, душ.
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Конкурс скороговорок (слайд 15)
- Команда получает карточки со скороговорками - первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно);
Карточка № 1.
1. Гризли продавал гриву льва за гривну.
2. Компьютерному пирату в Интернете не рады. (Сердито)
Карточка № 2 .
1. Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
2. Саша шустро сушит сушки. (Удивлённо)
- Педагоги по очереди читают скороговорки, кто больше.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть школьной грамотой.
Игра «Закончи предложение». (Слайд 8)
Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:
«Удачным сегодня было…»
«Я задумалась…»
«Мне бы хотелось в следующий раз…»
«Я буду (или Я не буду) проводить речевые гимнастики, потому-что….»
Я очень благодарна вам за участие в семинаре-практикуме. Надеюсь, что вы почерпнули что-то для себя интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.
До новых встреч!