Гульнур Сафина
Статья «Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка»
У ребёнка дошкольного возраста психика пластична, легко поддаётся изменению под воздействием внешней среды. Семья и детский сад – та основная внешняя среда, которая должна оказывать одинаковые по содержанию воздействия, предъявлять единые требования, чтобы уже сформированные умения перерастали в навыки. Только творческий союз воспитателя и родителей, различные формы тесного совместного сотрудничества, совместное решение проблем, постоянная связь на началах взаимного доверия и уважения могут обеспечить успешное преодоление трудностей детей.
Публикация «Статья „Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка“» размещена в разделах
Как привлечь родителей к работе в детском саду.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды – всё это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить пять уровней участия родителей :
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используется при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определённым навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени одни или другие члены семьи ребёнка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволяет родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определённые полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимые для воспитания ребёнка.
Вряд ли кто-то будет оспаривать роль семьи в воспитании ребёнка. Однако многие родители, будучи согласны с этим утверждением, не всегда отдают себе отчёт в возможных психологических последствиях дефицита родительского общения с детьми.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определёнными знаниями и умениями, по усвоению и закреплению полученных знаний.
В группах дошкольных учреждений сложилась определённая система работы педагогического коллектива с родителями, которая включает в себя:
индивидуальные и групповые беседы;
родительские собрания;
консультации;
информационные выставки;
родительские уголки.
Популярной формой работы с родителями являются родительские уголки, информационные выставки, где они знакомятся с успехами детей, новыми формами работы с детьми, получают информацию по интересующим их проблемам. Важным видом взаимосвязи в работе педагогического коллектива и родителей являются консультации. Они бывают индивидуальные и фронтальные. Тематика таких консультаций определяется на весь год, при необходимости она может меняться. Индивидуальные консультации проводятся по приглашению воспитателя или по просьбе родителей один раз в неделю в определённый день.
Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами её реализации, информируют об особенностях поведения ребёнка.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Когда педагог и родители осознают себя участниками одного и того же процесса, имеют сходные, а лучше единые представления о целях и задачах этого процесса, - построение отношений партнерства проходит успешно и эффективно.
Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.
В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.
Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.