Светлана Давыдова
Возрастные возможности детей младшего возраста в деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
У детей младшего дошкольного возраста ярко выражены психологические и физические особенности. Активность ребенка в данном возрастном периоде увеличивается, движения становятся более скоординированные, а также мелкая моторика рук развивается в более быстром темпе.
Как утверждают психологи и педагоги В. С. Мухина, О. М. Дьяченко, В. Г. Асеева, Д. Б. Эльконин ребенок в младенчестве постигает много новых движений. В первые годы движения характеризуются неумелыми движения. Навыки моторики, развиваются постепенно в процессе взросления. Чтобы дети планомерно развивали свои умения, необходимо создать благоприятную окружающую среду вокруг ребенка. Необходимо уделять должно внимание развитию мелкой моторики в процессе игры, которая будет направлена на улучшение двигательных способностей ребенка.
Публикация «Возрастные возможности детей младшего возраста в деятельности» размещена в разделах
В период двух трех лет, ребенок с легкостью осваивает новые умения, учиться бегать, прыгать, кататься на самокате, держа равновесие, лазить по лестнице. В данном возрасте ребенок приобретает множество новых навыков, учиться оббегать препятствия, ловить мяч, бежать к нему на встречу. Все действия характеризуются сложными действиями, с каждым разом ребенок стремится сделать лучше и лучше. Ребенок встает со стульчика без опоры, перешагивает через препятствия, ходит задом наперед. Строит башенку из трех кубиков. Ребенок стремится довести эти навыки до совершенства, поэтому требует к себе повышенного внимания и многие не смотря на шишки, продолжают бесстрашно покорять новые вершины.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Дети могут объединять предметы в одну группу, по их внешнему виду, форме, цвету. Различают предметы одежды, мебели, размеру. Дети различают предметы по их назначению.
Речь в данном возрастном периоде, тоже трансформируется, дети становятся любознательными, значительно увеличивается словарный запас слов, который составляет 3000-4000 тысячи слов, дети способны строить связанные высказывания, на основе окружающей их среды. Речь отличается разнообразными смысловыми и речевыми конструкциями.
Исходя из всего вышесказанного, мы понимаем, что именно благоприятные условия способствуют хорошему психологическому развитию детей младшего дошкольного возраста. Форма подражания, которая является ведущей, в данном возрастном периоде, заменяется формами, где дети в игровой форме самостоятельно, под руководством взрослых, организуют свои действия.
Мелкая моторика рук, также развивается и совершенствует в этом возрасте. Мышление и моторика тесно взаимосвязаны между собой. Подготовленность ребенка к школе, характеризуется хорошо развитой мелкой моторикой рук детей младшего дошкольного возраста.
Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода младшего дошкольного возраста.
В возрастной период с трех до четырех лет, действия ребенка координально меняются. Также изменяется характер общения детей со взрослыми и другими детьми. Главный вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Главная особенность данного периода заключается в том, что действия, совершаемые детьми, имеют конкретную цель.
В младшем дошкольном возрасте ребенок хорошо владеет своим телом, его движения аккуратны. Дети владеют ногами и руками, повторяют различные движения за окружающими. Ребенок может держать в руках карандаш, кисть или ручку, при этом использовать его по назначению, проводя различные линии. Дети в полной мере могут использовать предметы, различать геометрические фигуры.
Как мы уже отметили, что умственное развитие ребенка, напрямую зависит от развитие мелкой моторики рук. Именно поэтому работу на мелкой моторики необходимо начинать ещё в младенчестве, выполняя различный массаж пальчиков рук, который будет направлен на активные точки, связанные с центральной нервной системой
Чтобы в полной мере развить речь ребенка, необходимо должное внимание уделять мелкой моторике рук. С детьми нужно проводить систематические занятия, которые будут направлены, на развитие пальцев рук, так как учеными доказано, что именно мелка моторика развивает умственные способности детей.
Необходимо помнить, что в возрасте ребенка, есть периоды, когда он очень восприимчив к окружающей его среде. Речь ребенка развивается в период от 1,5 до 3-х лет. В данный период ребенок овладевает элементарными языковыми умениями.
Играя, дети способны, рассказывать сюжет, который они придумали. Ребенок использует предметы, которые его окружают, старается их описать со всех сторон. В данном возрасте, дети любят играть вместе со взрослыми, придумывая им, определенные роли. У детей появляются любимые игрушки, которые они носят за собой. Дети способны в ходе игры изображать знакомых животных, собирать различные конструкторы, соединять одинаковые детали и картинки между собой. Включать механические игрушки.
Если все представленные навыки, выполняются ребенком, то можно утверждать, что у него в полной мере развиты умственные и психологические способности, а также мелкая моторика рук. Если же присутствуют незначительные отклонения, то можно говорить о частичной задержи мышления, которую возможно скорректировать, выполняя различные упражнения, развивая мелкую моторику рук детей младшего дошкольного возраста. Если большинство навыков не развиты, то стоит рассматривать задержку как умственного развития, так и мелкой моторики.
Изучение возрастных возможностей детей младшего дошкольного возраста в контексте развития мелкой моторики позволяет сделать следующие выводы:
1. В возрасте трех лет возможно интенсивное развитие физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
2. Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется : сначала действия ребенка неловки, неумелы, негармоничны. С двух до трех лет формируются сложные двигательные координации. Ребенок с удовольствием учится новым упражнениям и движениям. В три-четыре года у ребенка происходят существенные изменения. Он демонстрирует координацию движений рук и ног при ходьбе, повторяет за взрослыми разнообразные другие движения.
3. Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Развитие мелкой моторики пальцев рук, является основной частью развития психологических особенностей развития ребенка.
4. Насколько развита мелкая моторика, настолько хорошо будет развита речь детей, их внимание, умение ориентироваться в пространстве. Нервные окончания пальцев рук связаны с центральной нервной системой, которая напрямую отвечает за умения концентрировать свое внимание. Все занятия, на которых задействованы пальчики детей, необходимы для психологического развития.
5. Планомерное и полноценное развитие речевых умений, связано с тем, насколько хорошо работают пальцы рук, а также от физиологического развития кистей. Часто кисть руки рассматривается, как «орган речи», так как ученые не раз предполагали, что движение пальцев, оказывает влияние на формирование устной речи дети. Занятия также должны быть направлены на развитие планомерных движений пальцев рук
6. Существует множество средств (пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, рисование, лепка, конструирование, легоконструирование) для развития мелкой моторики рук младших дошкольников. Для нашего исследования актуально легоконструирование, которое будет рассматриваться в следующем параграфе.