Елена Лякишева
Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую
решаются все образовательные задачи.
Великие педагоги рассматривали игру как самостоятельную творческую деятельность детей, где они ставят и воплощают свои первые игровые задачи.
Но любая самостоятельная деятельность детей не может обойтись без педагогической поддержки – деятельности педагога, направленной на развитие игровой самостоятельности ребенка.
Предложенные известные методики педагогической поддержки определили принципы организации игры в ДОУ:
Публикация «Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста» размещена в разделах
- воспитатель – эмоциональный партнер, с которым ребенок чувствует себя на равных и проявляет инициативу;
- на каждом этапе дошкольного детства воспитателю следует проводить игру таким образом, чтобы дети открывали новый, более сложный способ ее построения;
- формируя игровые умения, воспитатель должен ориентировать ребенка на осуществление игрового действия, а также на пояснение его смысла партнерам (оречевление);
- процесс организации игры должен формировать игровые умения
в совместной игре воспитателя с детьми и создавать условия для
самостоятельной детской игры.
Одним из таких условий является создание предметно-развивающей среды. В группе необходимо иметь наборы сюжетных игрушек, переносные модули, уголки продуктивной, театральной, музыкальной и других видов деятельности, развивающие игры и игрушки для разных областей развития ребенка.
В младшем возрасте игра имеет сюжетно-отобразительный характер. Большую роль здесь играет подражание.
Как же играют дети младшего возраста?
Мальчики много знают о машинах и гаражах. Это говорит о тесном и продуктивном общении с папами. Они с удовольствием играют в «гаражи и машины». Чтобы игра не застопорилась и развивалась, необходимо ненавязчиво предлагать новый поворот сюжета.
В доктора любят играть все дети. Используя нехитрый набор «Доктор», дети лечат всех: воспитателя, детей группы, игрушек-зверушек, которые вдруг «заболели». Игра будет содержательней, если пополнить ее дополнительными атрибутами, разыграть короткий разговор доктора с пациентом.
После занятия по ознакомлению с понятиями «длиннее - короче»
ребята с увлечением начали собирать из разных конструкторов столбики. В ненавязчивой беседе можно побудить детей посоревноваться : «у кого столбик окажется длиннее».
Но, пожалуй, самый любимый сюжет игры «Семья». Членами семьи становятся все желающие дети, взрослые, куклы. Вариантов игры много: семья куда-то едет, отмечает день рождения, идет в магазин. Часто дети, уже усвоившие распорядок дня своей семьи, род занятий своих близких, строят игру, отталкиваясь от этих знаний. Задавая простые вопросы о семье, можно сделать обстановку игры очень теплой, доверительной.
Умелая педагогическая поддержка самостоятельной игровой
деятельности поможет малышам научиться чему-то новому, закрепить многие умения и навыки, чувствовать себя уютно и на равных, фантазировать и воплощать в игре свои задумки, а значит развиваться и двигаться вперед.
В. А. Сухомлинский сказал об игре, что «это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
И мы – педагоги, в состоянии раскрыть это окно пошире, чтобы дети увидели больше и научились большему.