Наталья Прокушина
Возрастные особенности детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Разработано педагогом-психологом
Верченко Н. А.
Возрастные особенности детей 2-3 лет
Ведущая потребность ребенка–в общении со значимым взрослым. Индивидуальное внимание взрослого человека.
Ведущая деятельность – игровая. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями (игровой материал, замещающий недостающие в игре предметы. Чем меньше предмет-заместитель напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Если ребёнок не знает, чем заменить привычные игрушки, в дальнейшем у него могут возникнуть сложности с творческим мышлением).
Публикация «Возрастные особенности детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Ведущая функция – восприятие. Восприятие сенсорных эталонов (все хочется потрогать)
Новообразования(во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; во-вторых, новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста):
1. Формирование самосознания ребенка (возникает в разговорах местоимение “Я”).
2. Стремление к самостоятельности и независимости от любых взрослых.
3. Овладение деятельностью, напоминающей «взрослую».
Особенности возраста:
1. Ребенок выполняет простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия, а также рисовать, строить, составлять простые пазлы и кубики с картинками.
2. Ребенок оперирует словарным запасом около ста слов, еще не вполне четко произносимых;к трем годам в речи присутствует 1200-1500 слов и более, начинает склонять слова; уже умеет составлять короткие рассказы об окружающей обстановке,ребенку понятны фразы или рассказы взрослого о том, что не находится в поле его зрения. Ребенок разучивает простенькие стишки и потешки.
3. Ребенок знает части тела и лица, уметь называть что, плавает, летает и ездит.
4. Ребенок умеет спускаться и подниматься по лестнице, одеваться и раздеваться, самостоятельно ходить на горшок, ходить задом наперед, сохранять равновесиена перекладине, рисовать вертикальную линию, резать бумагу, держа ножницы одной рукой, мыть и вытирать руки.
5. Выделяется познавательное воображение (используя игрушки, ребёнок проигрывает знакомые действия в разных вариантах) и аффективное (ребёнок проигрывает свои эмоции).
6. В этом возрасте внимание ребенка считается еще рассеянным и это норма. Но, ближе к трем годам, ребенок уже может неотрывно сосредоточить свое внимание в течении12-15 минут.
7. Помимо развития слуховой памяти в виде разучивания стишков, ребенок уже может вспомнить, что было пару часов назад, вчера, в зоопарке на выходных и т. д.
8. Кризис 3 лет.
Нормальное «плохое» поведение:
• Не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми
• Не хочет заботиться о других,
• Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным,
• Истерики, слёзы, крик.
Цели и задачи для взрослых:
1. Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы, хотя бы иногда будете его партнером по игре.
2. Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
3. Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или, в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
4. Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
5. Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
6. Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
7. Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
8. Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.