Лариса Чернавская
Возможности ТРИЗ в организации детского досуга
▼ Скачать
В последнее время ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) нашла широкое применение в организации непосредственно образовательной деятельности с детьми. Но возможности ТРИЗ почти не используются в детском досуге. А досуг имеет не менее важное значение, чем обучающие и развивающие занятия.
Досуг – это свободная деятельность ребенка. Именно в этой деятельности личность ребенка развивается более активно. Досуговая деятельность тесно сплетена со всей жизнью ребенка, практически все виды детской деятельности осуществляются в свободное время. Поэтому перед воспитателем стоит задача организовать досуг таким образом, чтобы у каждого ребенка появилась возможность стабилизировать эмоциональное состояние, обогатить чувства, повысить свой эмоциональный статус.
Публикация «Возможности ТРИЗ в организации детского досуга» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Целесообразно устраивать ребенку праздники, развлечения, так как в них реализуется естественная потребность ребенка в физической, психической, эмоциональной разрядке. А в процессе подготовки и организации таких мероприятий может быть организована проектная деятельность, которая позволит решить ряд образовательных, воспитательных задач, даст толчок для развития ребенка, поспособствует накоплению позитивного опыта.
Организация и проведение досугов должны отвечать следующим критериям:
• Динамика эмоционального фона
• Смена деятельности
• Импровизация
• Целостность
• Коммуникативная насыщенность
Опыт показал, что успешно проходят досуги на основе использования системного оператора, ИКР, методов активизации восприятия и мыслительной деятельности. Хорошо подходит МФО (метод фокальных объектов). Суть заключается в том, что на понятие «праздник» переносятся признаки других понятий и явлений. Эти методы позволяют снять психологическую инерцию у организатора и наметить множество вариантов проведения досуга. Например, праздник наоборот, т. е. день скуки, лени и т. д. Каждый воспитатель может продумать, чем занять детей в свободное время и организовать досуг детей с использованием ТРИЗ, с теми методами, которые он освоил.
Большие возможности здесь и у графической аналогии. Можно организовать различные развлечения. Например, «Вечер сказок», где детям предложить зарисовать сказки, а потом их отгадать. Можно составить «салат» из сказок, выдумать новое существо на основе графической аналогии и придумать с ним новую сказку, поместить это существо в проблемную ситуацию, найти выход из противоречивого положения.
Также можно использовать игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов: «Кот в одном сапоге», «Помоги Золушке», «Маша и медведь», «Молочные проблемы кота Матроскина» и др.
Эффективность и ценность досуга, разработанного на основе методов ТРИЗ, признана педагогами и родителями, нравится детям, положительно влияет на развитие ребенка, его познавательных потребностей, стремление научиться чему-нибудь новому.
Возможности ТРИЗ неисчерпаемы и позволяют продумывать организацию праздников, разрабатывать сценарии праздников оригинально и увлекательно.