Светлана Бережанская
Возможности музыкальной деятельности в развитии эстетического сознания в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 373.24
Бережанская С. В.
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье культурные практики музыкальной деятельности определены средством развития эстетического сознания дошкольника. Автор выделяет следующие виды культурных практик музыкальной деятельности : восприятие музыки, исполнительская деятельность, творческие музыкальные практики, перевоплощение. Конкретное содержание культурной практики музыкальной деятельности раскрывается на примере культурной практики перевоплощения «Образы природы».
Публикация «Возможности музыкальной деятельности в развитии эстетического сознания в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Ключевые слова: развитие эстетического сознания, дошкольный возраст, дошкольник, культурные практики, музыкальная деятельность.
Svetlana V. Berezhanskaya
PREREQUISITES OF DEVELOPMENT OF AESTHETIC CONSCIOUSNESS AT PRESCHOOL AGE
Abstract. In the article cultural practices of musical activity are defined as a means of developing aesthetic consciousness of pre-school children. Author identifies the following types of cultural practices of musical activity : perception of music, performing activities, creative musical practices, transformation. The specific content of cultural practice of musical activity is revealed by the example of cultural practice of transformation «Images of nature».
Keywords : development of esthetic consciousness, preschool age, preschool child, cultural practices, musical activities.
Эстетическое сознание – явление, развитие которого осуществляется при внешнем воздействии, каким может выступить педагогический процесс. Становление сознания включено в развитие дошкольников федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. О
возможности развития эстетического сознания в дошкольном возрасте говорится в работах И. А. Лыковой, Ф. Н. Вахабовой, Н. Г. Ачиловой [2]; А. А. Муратовой [3].
И. А. Лыкова, Ф. Н. Вахабова, Н. Г. Ачилова определяют стадии генезиса эстетического сознания дошкольника : праксические эмоции – эстетическая рефлексия – эстетическое чувство – эстетическое отношение. Развитие эстетического сознания, по мнению авторов, обусловлено социокультурной ситуацией, которая задает отношение цели к результату деятельности и определяет характер отношения к окружающей действительности, побуждает к художественной деятельности, обусловливает характер моделирования реальности в объекте эстетического отношения с использованием системы «знаков», определяет условия для отражения эстетического объекта [2].
А. А. Муратова возможность развития эстетического сознания в дошкольный период определяет возрастными возможностями ребенка, особенностями его восприятия, социокультурной ситуацией. Средством развития эстетического сознания дошкольника в работе автора выступает искусство, произведения которого воплощают непреходящие духовно-эстетические ценности, идеи, сложившиеся на протяжении времен [3].
Развитие дошкольника осуществляется в деятельности. Д. И. Фельдштейн, рассматривая глубинные изменения современного детства, отмечает, что ребенок изменяется в расширяющейся и углубляющейся деятельности, что позволяет ему выступать субъектом многоплановых, разнохарактерных отношений с миром взрослых [5].
Средством развития эстетического сознания в дошкольном возрасте выступает деятельность ребенка, связанная с искусством, отражающим реальность с помощью художественно-образных обобщений, вызывающих идейно-эмоциональное, эстетическое отношение к явлениям мира.
Музыка как вид искусства является одним из богатейших и действенных средств развития эстетического сознания, т. к. она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует его
вкусы. Музыкальные впечатления, полученные ребенком в период дошкольного детства, остаются в его памяти на всю жизнь.
В современных условиях средством приобщения детей к искусству в дошкольной образовательной организации становятся культурные практики как способы и формы действий различного характера, обеспечивающие самоопределение, саморазвитие и самореализацию ребенка [1].
Музыкальная деятельность, ведущими компонентами которой являются активное музицирование и восприятие музыкальной информации, предоставляет широкие возможности для организации культурных практик дошкольников :
культурные практики восприятия музыки : ребенок осваивает роль слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;
культурные практики исполнительской деятельности : ребенок осваивает роль исполнителя музыкальных произведений (певца, индивидуального исполнителя-музыканта, участника оркестра, танцовщика);
творческие музыкальные практики : ребенок осваивает роль сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т. д.);
культурные практики перевоплощения: у ребенка развивается способность действовать в образе другого, например природных образов: изображение образов природы обусловлено доступностью понимания в дошкольном возрасте, потребностью детей в игре и перевоплощении.
Рассмотрим содержание культурной практики перевоплощения «Образы природы», спроектированной по рекомендациям А. А. Муратовой [4].
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Литературный ряд: стихотворные и прозаические произведения о природе.
Изобразительный ряд: репродукции живописи и фотографии с изображением природы.
Музыкальный ряд : музыкальные произведения о природе.
Видеоряд: изображение природы в движении (качающиеся растения, разные состояния моря).
Материалы и оборудование: оборудование для просмотра и прослушивания, фотоаппарат.
Содержание самостоятельной и совместной деятельности детей
Беседы в семье о природе, природных явлениях.
Чтение рассказов, сказок и стихов о природе и природных явлениях в семье и ДОО.
Утренний сбор: обсуждение особенностей погоды, природных явлений.
Образовательная деятельность на занятиях : изображение детьми природных явлений.
Игровая деятельность : подвижная игра «Море волнуется раз».
Продуктивная деятельность : подготовка материалов (фотографий) для сборника танцевально-гимнастических движений и перевоплощений (придуманные детьми позы, образы, предварительное обсуждение формата сборника, стиля его оформления, подбор фонов для фотографирования.
Эмоционально-чувственный опыт, который получают дети: проявление желания созерцания природной красоты и ее изображения, любви и интереса к родному краю, творческое вдохновение, доброжелательность, удивление, удовольствие.
Культурные события, в которые включается ребенок: слушание (индивидуальное, парное, групповое, коллективная игра-перевоплощение, исполнительская деятельность, презентация родителям изобразительных материалов и собственно перевоплощений, драматизация, декламация группе детей, сочинение стихотворных текстов, эстетическая оценка продуктов игры, перевоплощения, фотографий.
Объекты культурной памяти
Художественные произведения: Н. Павлова «Деревья зимой», А. Плещеев «Травка зеленеет, солнышко блестит», «Птичка», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», «Радуга», С. Есенин «Береза».
Музыкальные произведения : А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайковский «Времена года», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи», Э. Григ «Утро», «В пещере горного короля», М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
Произведения живописи: И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору», «Дубы», «Первый снег», И. Левитан «Конец зимы», «Март», «Весна», «Лето», «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Остроухов «Золотая осень», А. Пластов «Сенокос», «Полдень», «Летом», К. Моне «Пруд с кувшинками», «Антиб», А. Сислей «Вид на Море-сюр-Луан».
Объекты культурного опыта: освоение танцевальных движений; исполнение роли танцовщика, зрителя, фотографа, издателя, критика, музыканта; уважительное отношение к другому, принятие таким, как он есть; правила слушания, правила игры и перевоплощения; принятие художественных и музыкальных произведений, отличающихся от привычных (понятных, реалистичных) образцов.
Культурные умения, которые осваивает ребенок:
активное восприятие, понимание и интерпретация мелодии, музыкального произведения, звуков природы;
способность передать содержание в образе, в движениях;
проявление свободы самовыражения, отсутствие стеснения при исполнении образа перед другими детьми;
способность к вовлечению семьи и друзей в творческую деятельность по созданию образа природы в движениях под музыку.
Таким образом, культурные практики музыкальной деятельности выступают средством развития эстетического сознания дошкольника, так как способствуют гармонизации человека с самим собой и с внешним миром, способствуют отображению и духовному освоению действительности,
выражают образное отношение к действительности, выступают ценностным отношением к эстетическому объекту и к ситуации эстетической деятельности.
Список литературы
1. Крылова Н. Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования. – М. : Смысл, 2010. – 45 с.
2. Лыкова И. А. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании / И. А. Лыкова, Ф. Н. Вахабова, Н. Г. Ачилова. [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. – 2011. – № 2.
3. Муратова А. А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Мир науки. – 2019. –Т. 7, № 3. –
4. Муратова А. А. Предпосылки развития эстетического сознания в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – №3 (11). – С. 11–13. –
5. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Психолого-педагогический поиск. – 2011. – № 3 (19). – С. 7–14.
Бережанская Светлана Васильевна, студентка магистратуры, кафедра дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург; заведующий, МБДОУ детский сад № 14 «Чайка», г. Феодосия, Республика Крым, Россия
Svetlana V. Berezhanskaya, Graduate, Orenburg state pedagogical university, Russia, Orenburg; Head of kindergarten № 14 «Chaika», Feodosiya, the Republic of Crimea, Russia