Светлана Фролова
Возможности материнского фольклора в развитии словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности материнского фольклора
в развитии словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Формирование словаря детей в раннем и дошкольном возрасте является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Публикация «Возможности материнского фольклора в развитии словаря детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Ещё в 13 веке восточный мудрец и поэт Муслин ад - Дин Саади говорил:
«Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал»
А академик Д. С. Лихачёв, который по праву считается не только культурной и научной вершиной своей эпохи, но и человеком, на которого привыкли ссылаться как на последний бесспорный гражданский авторитет для людей самых разных позиций и точек зрения, отмечал:
«Важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер прислушайтесь к тому, как он говорит»
Специалистами в области речевого развития определены возрастные нормы освоения словарного состава родной речи. Для детей двух лет нормой является понимание и использование в своей речи в той или иной форме от 50 до 200, 300 слов. К трём годам количество слов пассивного и активного словаря увеличивается уже до 800-1000 слов. А в период от 3до 4 лет словарный запас вырастает до 1600-2 000 слов.
Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Следовательно, задача формирования словарного запаса у детей с раннего и младшего дошкольного возраста становится особенно значимой. Одновременно с формированием словаря дети усваивают и грамматическую правильность речи. Именно через слово дети овладевают основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный родительный падежи имён существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.
Педагоги, работающие с детьми, хорошо знают, что такая нормативно развитая речь отнюдь не является природной способностью. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) того или иного уровня, задержку речевого развития (ЗРР, системное недоразвитие речи и др. И все эти проблемы в речевом развитии не только снижают качество познавательной деятельности детей и освоения программных задач, но и не позволяют ребенку полноценно включаться в
игру со сверстниками, а значит, затрудняют социализацию. Игра с другими
детьми способствует формированию адекватной поведенческой линии
личности, эмоциональной сферы и характера ребёнка. Особенно негативно
сказывается нехватка речевого развития на эмоционально-психологическом
состоянии маленького человека.
Отсюда следует, для того чтобы сегодняшний малыш стал интересным
собеседником в будущем, смог без труда находить друзей требуются
значительные совместные усилия, в первую очередь, педагогов и родителей.
В соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования речевое развитие детей является одним из направлений развития ребёнка детском саду, одной из образовательных областей. И формирование словарного запаса значимый компонент деятельности каждого педагога по данному направлению. Образовательной программой дошкольного образования и рядом методик)определена система (задачи, направления, условия, средства, технологии, методы, приёмы и т. д.) работы по накоплению и обогащению словарного запаса детей. В практике педагогической работы с той или иной степенью эффективности используется всё многообразие средств словарной работы :
• Общение взрослых и детей во всех видах деятельности.
• Развивающая речевая среда.
• Художественная литература.
• Культурная языковая среда, речь воспитателя.
• Игра
• Различные виды искусства.
• Обучение родной речи и языку на занятиях.
Но мне хотелось бы обратить внимание педагогов на потенциальные возможности для расширения лексического запаса детей произведений устного народного творчества и в особенности его малых форм, часто называемых, маминым фольклором. Устное народное творчество – это искусство слова, которое выражает народную мудрость, знание мира. С малых лет через это слово детям становится доступным широкое духовное общение с русским народом. Ребёнок начинает понимать его идеи и чувства, строй мысли и язык. Кроме того, мамина поэзия или «поэзия пестования» - это удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики, целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Незатейливые по содержанию, простые по форме малые формы фольклора по определению К. Д. Ушинского помогают «выломать язык ребёнка на русский лад». Звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, и это, в первую очередь, способствует развитию разговорной речи, обогащению словарного запаса, помогает успешному переводу пассивного словаря в активный.
Использование этих немалых богатств устного народного творчества (речевых, смысловых, звуковых) на пользу детям требует от взрослых, педагогов и родителей определённого мастерства. Умение с большой тщательностью отбирать произведения устного народного творчества –важная составляющая педагогического мастерства. Здесь важно учитывать степень усложнения словарного состава произведений, их грамматических форм, дабы не спровоцировать ошибочное восприятие ребёнком смыслового значения многих слов и оборотов речи, что может вызвать ложное представление содержания произведения и связанных с ним образов и, как следствие, негативно скажется на развитии речи и мышления ребёнка. Подбирая пестушки, потешки, песенки, следует разнообразить тематику.
Не менее важно и соблюдение принципа системности и повторности. С потешками ребёнок знакомится на первом году жизни. В последующие годы (второй, третий, четвёртый) вводятся новые потешки, но целесообразно и повторение уже известных.
Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Очень важно, чтобы ребёнок видел мимику лица взрослого, считывал эмоциональные реакции, соотносил их с содержанием произносимого. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на, что обращаете его внимание. Конечно, необходимы и красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Не следует забывать и об игровых движениях, когда педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся текстовых коллизий, например, попоить цыплят из ведерочек; убаюкать куклу; показать, как цыплята ходят и клюют зернышки и т. д.
Поехали, поехали.
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали.
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку.
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!
Исследователи поэтического фольклора для маленьких отмечают, что в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность.
Прибаутки - песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения.
Чтобы ребёнок слышал разницу между разговорной речью и стихотворным текстом, отличающимся рифмой и ритмом, необходимо и в семье и в детском саду чтение потешек сочетать с разговорной речью. Подбирая произведения материнского фольклора, следует учитывать уже имеющиеся у детей в речевых реакциях звукосочетания, дающие возможность ребёнку соучаствовать в речевой деятельности (переклички). Это активное, действенное сотворчество не только научит ребёнка различать слово и просто сочетание звуков, но и будет развивать способность к подражанию, что является важным моментом в становлении речевых реакций детей раннего младшего дошкольного возраста.
Помимо этих общих требований педагогу необходимо помнить и о методических особенностях использования материнского фольклора в каждой возрастной группе. В группе детей третьего года жизни в связи с интенсивным развитием понимаемой и активной речи в большей степени используются словесные (вербальные) методы. Это может быть прием “зеркальности” в прочтении текста (то есть прочтение строки, а затем ее инсценированный показ, или прием “отставленного действия” (то есть читается или рассказывается все произведение от начала до конца, а затем дается его иллюстрирование, и чисто вербальный прием (то есть чтение или рассказывание без показа). Остаются ведущими принципы активности и посильной самостоятельности остается. По – прежнему значим принцип наглядности.
В группе детей четвёртого года жизни в реализации принципа наглядности педагогически целесообразен другой подход - умеренность и избирательность в использовании, т. е. постепенный отход от синхронного инсценирования. Если дети понимают смысл произведения, то воспитатель вначале читает текст в целом без показа. Принцип наглядности желательно осуществлять по прочтении текста. Дети должны учиться понимать словесную информацию.
Методически грамотное использование материнского фольклора в работе с детьми третьего года жизни предоставляет педагогу большие возможности ввести в словарь детей слова почти всех частей речи (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, числительных, местоимений, служебных слов (союзов, частиц, предлогов) междометий.
Совушка-сова
Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Сидит грызёт.
Ай, кто-то идёт!
Как на тоненький ледок
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Потешки, приговорки, прибаутки, песенки, сказочки помогут освоить названия предметов обихода, объектов и явлений живой и неживой природы, профессий, средств передвижения, частей тела, строительных сооружений и др. И это в свою очередь будет инициировать речь детей.
КУЗНЕЦЫ.
Кузнецы вы, кузнецы –
То большие, то мальцы.
Скачет дедушка-кузнец,
Под ним конь-бегунец.
А кузнечиха-старушка –
На коровке на Пеструшке,
А ребята-кузнечата
На котятах полосатых, –
Поехали!
Ты, собачка, не лай,
Нашу кошку не гоняй.
Ты поди-ка за сарай,
За сараем поиграй.
Ягодка красна,
Земляничка спела.
Ой ляй, ой ляли,
Земляничка спела.
Отчего ж она красна?
На пригорочке росла,
Супротив солнца цвела.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Что за ножки? Что за ножки?
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.
Использование произведений устного народного творчества в работе с детьми второй младшей группы поможет обогатить бытовой словарь (названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений, освоить обществоведческий словарь (труд людей, родная страна, праздники, армия) и эмоционально-оценочную лексику (смелый, честный, радостный, обобщающие слова, антонимы др.
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала:
— На-ка, милый пастушок,
Там коровка лежит,
На теленка глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет —
Надо кашу варить,
Кашей Сашу кормить. Ванечка, Ванюша,
Кашеньку докушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой,
Да хлопни в ладошки Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!