Татьяна Ступакова
«Конь — верный друг казака». Конспект совместной деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №16
Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Конь – верный друг казака»
в рамках кружка «В гостях у деда Краеведа».
Подготовила воспитатель: Т. П. Ступакова
г. Новочеркасск 2025 уч. год
Цель: Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Донского казачества; формировать элементарные представления детей о роли коня в жизни казака.
Задачи:
Образовательная: продолжать формировать у дошкольников интерес к истории донского края, быту казаков посредством художественно-творческой деятельности. Обогащать представления детей о коне, как о части казачьей культуры и традиций.
Развивающая: развивать умение передавать в лепке характерные
особенности коня, используя различные приемы лепки: отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска, катать разноцветные шарики и наносить их на приготовленный трафарет придавливанием; размазывать пластилин на ограниченной поверхности трафарета: грива, хвост, копытца.
Воспитательная: воспитывать у детей интерес к жизни донских казаков, к донскому быту, патриотические чувства и любовь к родному краю.
Оборудование и материалы: макет казачьей усадьбы, уголок «казачьей хаты». Кони-трости, презентация «Конь – верный друг казака», мультимедийный экран, пластилин, шаблоны коней для пластилинографии.
Предварительная работа: чтение познавательной литературы «Конь - верный друг казака», пальчиковая гимнастика «Кузнец», рассматривание фотографий, иллюстраций, игры с разрезными картинками, подвижные игры.
.
Ход нод:
Воспитатель: (воспитатель в казачьем костюме встречает детей в «уголке казачьей хаты»)
Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою хату. Я сегодня – донская казачка, тетушка Татьяна. Ждала вас, нарядилась! Какая у меня юбка с оборкой, кофта нарядная и платок расписной. Костюм называется – парочкой. Так раньше одевались донские казачки. А, вас как зовут?
Дети: Тая, Герман, Арина, Есения, Сережа, Ева, Дарина, Ваня.
Хозяйка:
Чики, чики, чикалочки, едет Ваня на палочке,
А Тая на тележке, щелкает орешки!
Воспитатель: Ну, вот мы и познакомились. Дети, а вы любите сказки слушать?
Тогда, сядем рядком, да поговорим ладком.
Презентация «Конь – верный друг казака».
Расскажу я вам, ребятушки, почему мы называемся казаками. Давным-давно это было. Высокие горы с тех пор курганами стали, а Дон – батюшка обмельчал. Поселились на берегах Тихого Дона вольные люди. Их называли казаками. Понравилось им здесь: река Дон воду, рыбу дает, а земля – урожаи хлебные. Построили они дома-курени для своих семей и стали жить-поживать, да добра наживать. Казачки воспитывали детей, заботились о стариках. Но время было неспокойное. Казаки люди военные, сильные смелые часто уезжали на войну. Они защищали землю от врагов. У каждого казака был конь. Конь – верный друг казака! Казак без коня, что солдат без ружья! Казаки любили своих коней и всегда заботились о них. Мы с вами тоже живем на Дону, значит и мы – казаки, а вы – маленькие казачата. А вот это мой внучок Матвейка. Посмотрите, у него одежда, как у взрослых казаков: шаровары с лампасами, рубаха с ремнем, фуражка. Маленькие казачата любили играть с деревянными шашками и лошадками. Когда Матвейка был совсем маленьким, его первый раз посадили на коня. Мальчик не испугался большого животного, а крепко схватился за лошадиную гриву. Вся родня была очень рада: настоящий казак растет!
Воспитатель: Что ж, донские казачата, очень дружные ребята! А где же ваши кони быстрые? Скучают в конюшне? Не пора ли прогуляться, по лужку скорей промчаться?
Игра «Конники. (под казачью песню «Ой, при лужке, при лужке» дети скачут на «лошадках»)
Воспитатель:
На полянке, среди травки,
Скачут резвые лошадки,
Вьется грива на ветру,
Вот и дом. Лошадка, тпру! (дети ставят «лошадок» в конюшню)
Воспитатель: А, вот и казачий дом. Казаки называли его – курень. Курень от слова – круглый. Крыша покрыта камышом. На казачьем подворье было много животных (рассмотреть) Чтобы курочки не разбежались, казаки ставили вокруг двора забор. Он назывался - плетень. На каждом дворе была конюшня – это сарай для лошади. Конь для казака лучший друг и боевой товарищ. Казаки ухаживали за своими конями: кормили, поили, чистили, расчесывали гриву, называли красивыми именами. Нашего коня зовут «Ветерок», потому что он скачет быстро, как ветер! У него добрые глаза, красивая шея, длинная грива и сильные ноги. На ногах – подковы, чтобы конь не поранился. Когда лошадка скачет, то слышно, как цокают ее копытца. Покажем язычком, как цокают копытца у лошадки.
Артикуляционное упражнение:
Цок, цок, цок,
Я, лошадка, красный бок.
Я копытцем постучу,
Если хочешь, прокачу!
Посмотри, как я красива:
Хороши и хвост, и грива!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю всем казачатам нарисовать себе лошадку, верного друга. Только рисовать мы будем не красками, а пластилином. Для начала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Подойду к своей лошадке (левая ладонь)
С гривой пышной, гривой гладкой, (погладить правой кистью по левой ладони)
Лихо на нее вскочу, и как ветер полечу! (помахать руками над головой)
Там, за дальнею рекой, помашу тебе рукой! (помахать правой рукой)
Воспитатель:
Можно приступать к работе. Для украшения своей лошадки нужно отщипывать маленькие кусочки пластилина и примазывать его на кружочки. Хвост, гриву и копытца – закрасить пластилином по контуру и стекой нарисовать полосочки, как у настоящей лошадки.
Творческая деятельность: пластилинография под спокойную казачью песню.
Итог:
Воспитатель: Казачата, да, у нас целый табун лошадей! И красные, и серые, и бурые! Пусть лошадки бегут, пасутся на лужок!
Цок-цок-цок!
Скачет резвый табунок!
Кони скачут поутру,
Гривы вьются на ветру!
Воспитатель: Ох, и заговорились мы, да заработались! Пора уже и казачатам маленьким на улице побегать. До свидания ребята!