Марина Тотоева
Возможности квиллинга для развития графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет развитие общей и мелкой моторики [2].
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента, что имеет важное значение при овладении графическим навыком [5].
Публикация «Возможности квиллинга для развития графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Квиллинг
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Как доказано учеными, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Наряду с традиционными средствами развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, рисование, лепка, аппликация, шитье, вязание, плетение, штриховка разной сложности и т. д.) существует новое, необычное, интересное направление техники обработки бумаги, как бумажная филигрань.
Термин «филигрань» имеет латинское происхождение и означает вид ювелирной техники – ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки. Русским эквивалентом филиграни является скань (от древнерусского «скать» - «свивать»). Первоначально бумажная филигрань была имитацией и альтернативой традиционной скани.
Украшения, выполненные в технике бумагокручения начали появляться в монастырях Средиземноморья примерно в XV в. Бедные религиозные общины заменяли золотые украшения полосами золотистой бумаги, которую навивали на перья, создавая ажурные узоры. К XVII в. она все чаще применяется для отделки стен, как замена более дорогих картин и панно [3].
Повсеместное распространение бумаги в конце XVIII в. привело к росту декоративных ремесел, особенно в Англии, где искусство бумагокручения получило название «квиллинг» (от слова quill - «птичье перо») [4].
Эта техника удивительна, ведь с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку».
Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью специального инструмента или обычной зубочистки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров.
Занятия квиллингом – это не только развитие воображения, внимания, мышления, эстетики, творческих способностей, но и развитие мелкой моторики – основы развития графо-моторных навыков. Кроме этого, результатами своего труда дети радуют людей, создавая для них подарки, украшают своими изделиями дом, оформляют выставки. В этой деятельности, помимо всего, развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.
По мнению М. М. Безруких, компонентами графических навыков являются :
-тонко-координированные движения руки – движения пальцев, кисти, руки, туловища, которыми ребенок может управлять и которые может контролировать;
-зрительно–пространственное восприятие;
-зрительно–моторная координация [1].
Все эти составляющие можно развивать с помощью описанной выше техники квиллинга.
Таким образом, используя в работе с детьми искусство бумагокручения - квиллинг, можно решить ряд важных задач в развитии ребенка : формирование конструкторского мышления, художественно-эстетического вкуса, образного и пространственного мышления, развитие мелкой моторики, которая является основой формирования графического навыка. Помимо этого, создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Библиографический список
1. Безруких М. М. Этапы формирования навыка письма. – М. : Просвещение, 2003. – 96с.
2. Буцыкина Т. П., Вартапетова Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников // Логопед. – 2005. - №3.
3. Джанет Уилсон. Цветы из бумажных лент. Пер. с англ. У. Сапциной. – М. : Изд. группа «Контэнт», 2009. – 48с.
4. Обидина В. Г. Бумажная филигрань как составляющая трудового рукотворчества для девочек // Начальная школа До и После. – 2011. -№3. С. 63-64.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2006. – 576с.