МААМ-картинки

Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста

Анна Хрусталева
Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста.

Касаясь необходимости обучения плаванию, П. Ф. Лесгафт (1952 г) отметил, что ребенок научится этому искусству тем быстрее, чем он более совершенно владеет собой и ловчее производит все свои действия. Навык плавания намного труднее и дольше осваивается взрослыми, чем детьми и подростками. Этот пространственный навык следует прививать с детства, так как он контролируется разными уровнями построения движений (по Н. А. Бернштейну, 1991 г). Координация движений осуществляется посредством так называемых сенсорных коррекций, то есть процессов непрерывного коррегирования движения на осн поступающих в центральную нервную систему сигналов от органов чувств. Двигательный опыт, получаемый в разных ситуациях, способствует проявлению находчивости, которая является составной частью ловкости.

Публикация «Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ловкость, по Н. А. Бернштейну (1991), есть способность справиться с возникшей двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво. Умение плавть постигается сразу и не утрачивается больше никогда. Эти секреты навыка плавания заключаются не в каких-нибудь особенных телодвижениях, а в особого рода ощущениях и коррекция, получаемых человеком в условиях водной среды. Необходимо, чтобы усвоение нового материала обязательно опиралось на знания, умения и навыки, освоенные ранее в предшествующем обучении. Замечено, что обучающимися прочно усваивается прежде всего то, что актуально для ученика и имеет для него прикладную значимость (М. М. Боген, 1985 г).

К основным особенностям, отличающимся плавание от других видов спорта, могут быть отнесены: 1. Специфика водной среды, в которой происходит формирование двигательного навыка; 2. Новое, непривычное человеку горизонтальное положение в воде; 3. Отсутствие твердой опоры; 4. Специфика согласования движения и дыхания. В связи с этим при плавании по механизму временных связей образуются новые координации движений, соответствующие новым условиям передвижения.

Установлено, что формирование навыка плавания имеет свою специфику. Первая фаза- подавление оборонительного (преодоление водобоязни) и развитие положительного рефлексов. Начальные фазы выработки дыхательных рефлексов в новой среде. Подготовительнные упражнения помогают ребёнку преодолевать водобоязнь, приучают самостоятельно передвигаться в воде в произвольных направлениях с изменением привычного вертикального положения. Подражая взрослому, дети выполняют новые, ранее незнакомые движения самостоятельно; путем подражания и упражнения у них вырабатываются дыхательные рефлексы в водной среде.

Вторая фаза- выработка условного рефлекса горизонтального положения, связанная с торможением и подавлением ряда рефлексов (опоры, “теменем кверху”, выпрямительный). Выдох в воду в горизонтальном положении. Спортивное плавание требует умения свободно лежать у поверхности воды в горизонтальном положении. От этого зависит дальнейшее освоение плавательный движений и их согласование с дыханием. Прочное усвоение скольжения с изменением первоначального положения.

Третья фаза – освоение основных плавательных движений в горизонтальном положении без опоры. Умение согласовать движения ногами с одновременным выдохом в воду, движения руками с выдохом в воду в горизонтальном положении, скольжении- результат формирования данной фазы двигательного навыка плавания.

Четвертая фазза – образование целостного двигательно-дыхательного стереотипа плавания. Первые попытки занимающегося проплыть незначительное расстояние кролем на груди вначале с задержкой дыхания, затем в согласовании с выдохом в воду – начало формирования данной фазы.

Пятая фаза – закрепление навыка, дальнейшее совершенствование координации движений.

Учитывая огромное значение упражнений для дыхания в формировании целостного стереотипа плавания и трудность их усвоения широко используют их в течении всего обучения независимо от конкретных задач каждого конкретного урока. При разучивании, например, движений ногами параллельно изучается согласование движений ногами с выдохом в воду после предварительного освоения основных упражнений для дыхания с погружением. Так, если движения ногами изучались в движении без опоры с задержкой дыхания, то согласование с выдохом в воду - в положении упора лежа. Подобного же правила придерживались при разучивании и остальных элементов техники. Упражнения для дыхания следовали за двигательные упражнениями, последние как бы подкреплялись дыханием.

Исходя из педагогических наблюдений В. И. Шувалов(1959 г) отмечает, что применение упражнений на расслабление в начале обучения ускоряет овладение навыками плавания, положительно влияет на исправление ошибок при совершенствовании техники движений. Умение регулировать нервно-мышечное напряжение и расслаблять мышцы в плавательных движениях имеет прямую связь с наличием “чувства воды”, под которым В. И. Шувалов(1959 г) подразумевает способность занимающихся различать изменение сопротивления воды. В основе формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста (В. С. Васильев, 1961 г) лежит выработка прочного условного рефлекса принятия горизонтального положения в скольжении с дальнейшим согласованием движений и дыхания, причем изучать элементы техники плавания необходимо параллельно, используя упражнения, совмещающие движения с дыханием. В период обучения особенности адаптации организма детей к водной среде характеризуются (С. В. Колмогоров, 1973 г) более выраженными изменениями со стороны дыхательной и сердечно – сосудистой систем. Это надо учитывать в динамике суммарной физической нагрузки занимающихся в течении дня, недели, месяца, что может способствовать сокращению периода обучения детей плаванию.

Лучшее формирование навыков плавания у детей дошкольного возраста возможно путем включения занятий по плаванию в режим группы, создания игровых ситуаций на суше и в воде (В. А. Аикин, 1988; М. С. Дубовис, Ю. О. Короп, 1991). При этом целесообразно нахождение воспитателя в воде (Т. И. Осокина, 1985) для оказания детям поддержки, страховки, помощи в надежности и правильном освоении ими плавательных движений.

Между тем (Ле Ван Сем, 1978) в процессе изучения навыков плавания возникновение отрицательных эмоций у детей мешает их овладению, в то время как положительное соперничество содействует более успешному их формированию. Поэтому в методике начального обучения плаванию довольно значительное место отводится изучению игр и развлечений на воде с нахождением преподавателя в бассеине для лучшей организации проведения занятий. Непосредственная помощь взрослого по обучению детей плаванию в детских садах приведена Б. И. Оноприенко (1969) с учетом морфо-функциональных и гидродинамических показателей, что имеет важное значение для их лучшего формирования и развития.

Публикации по теме:

Формирование графомоторного навыка у детей дошкольного возраста Низкий уровень развития графомоторного навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму: низкий темп письма;.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Статья: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как.

Итоговое занятие «Формирование навыка пения в унисон» Тема: «Формирование навыка пения в унисон». Цель: Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков – пения в унисон. Задачи: Образовательные:.

Консультация для воспитателей детского сада на тему «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста». Согласно Федеральному.

Педагогический проект «Формирование здоровьесбережения у детей дошкольного возраста» Актуальность темы Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования у ребёнка основ здорового образа жизни.

Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста Формирование правильной речи у детей дошкольного возрастаСлово- великое оружие жизни. (В. Ключевский) Первые слова ребёнок слышит ещё в утробе.

Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста» Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.

Статья «Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста» undefined:Актуальна ли тема : «Экономическое воспитание дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических.

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаФормирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Статья. "Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 19:04
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыка плавания у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Хрусталева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД