Татьяна Кудяшова
Дидактические игры для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития умения передавать форму предмета детям были предложены следующие игры
Обводка трафаретов внутренних и внешних. Детям предлагаются трафареты пластмассовые или вырезанные из толстого картона. С помощью трафаретов и шаблонов ребёнок запоминает формообразующие движения и более чётко представляет форму предмета. Это простое упражнение тренирует руку ребёнка.
Публикация «Дидактические игры для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дидактическая игра «Контуры». Цель: тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания. Детям предлагаются карточки с изображением силуэтов. Дать время на рассмотрение и ответить на вопрос: Что за предметы спрятались друг за другом? Попробуй узнать их.
Дидактическая игра «Угадай, что я нарисовала».
Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объёмную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.
Оборудование: Разные предметы, бумага, фломастеры.
Ход игры : При первоначальном проведении игры следует брать предметы простой геометрической формы (шар, куб, брусок, овоид). В дальнейшем используют предметы сложной формы, состоящие из нескольких частей, но в основе одна простая форма (неваляшка, затем предметы, состоящие из 2-3 простых форм (снеговик, цыплёнок, дом из 2-х частей, ворота из 3-х брусков и т. п)Педагог ставит на свой стол два предмета – куб и шар, бумагу, фломастеры и говорит, что сейчас будет рисовать, а они должны угадать, что он нарисует. Потом педагог медленно обводит пальцем по контуру сначала одного, а затем другого предмета, т. е. выделяет основную плоскостную форму каждого из них. При этом надо помнить, что предмет обводят всегда в одном и том же направлении, по часовой стрелке, и один раз, возвращаясь к исходной точке. Округлые формы обводят плавно, без остановок, угловатые – с остановками на углах и резким поворотом на новое ребро.
После того, как оба предметы обведены, педагог рисует контур одного из них на листе бумаги и просит кого- либо взять тот предмет, форму которого он нарисовал, и наложить его на рисунок. Потом он рисует второй предмет (куб) и предлагает другому ребёнку приложить предмет к рисунку вновь, подытоживая результат: «Правильно, это шар, а это куб».
Когда игра проводится с предметами сложной формы, то дети не накладывают выбранные предметы на рисунки, а кладут их рядом с предметом.
Дидактическая игра «У кого такое?» . Цель: закреплять знание названий форм, предусмотренных программой, осуществлять выбор форм по её названию. Оборудование: карточки с изображением трёх одноцветных форм (например, на одной – круг, квадрат треугольник; на другой - круг, овал, квадрат; на третьей-квадрат прямоугольник, треугольник и т. п). Набор мелких карточек с изображением с изображением одной формы для наложения на большие карточки.
Ход игры : педагог раздаёт детям карты с изображением геометрических форм, названия которых детям знакомы (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Педагог не показывает маленькую карточку, а только называет форму: «У кого круг (квадрат, овал, прямоугольник, треугольник?»
Дети поднимают руки, педагог даёт каждому из них соответствующую маленькую карточку. Ребёнок сам проверяет правильность ответа путём сопоставления образца со своей картой. Только после этого педагог оценивает результат.
Передаче строение предметов способствуют такие игры :
Дидактическая игра «Обведи и нарисуй».
Цель: учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изобразительной деятельности (в рисунке); понимать, что обводящее движение очерчивает контур предмета; называть предмет и его изображение.
Оборудование: небольшая ширма, игрушки простой формы, листы бумаги по числу детей (фломастер чёрный или коричневый.)Педагог помогает ребёнку обвести за экраном предмет (например, мяч) и просит нарисовать его. Затем спрашивает ребёнка, что он нарисовал и что находится за экраном. В заключении педагог отодвигает ширму и ребёнок проверяет, тот ли он предмет нарисовал.
Дидактическая игра «чего не хватает».
Цель: Обратить внимание на то, что при отсутствии какой- либо части целое нарушается ;Уточнять представление о предметах, о соотношении частей. Оборудование картинки с изображением предметов, у которых существенные или характерные детали.
1-й вариант Педагог размещает на доске крупное аппликативное изображение какого-либо предмета, просит внимательно рассмотреть,чего не хватает в изображении, что ещё надо наклеить. По мере того как педагог как дети называют недостающие детали, педагог их наклеивает. Когда работа завершена,нужно рассмотреть её с детьми, раскрывая целое и анализируя детали, составляющие это целое.
2-й вариант Педагог раздаёт детям предметные картинки по одной на каждого и просит рассмотреть, чего в них не хватает. Затем дети поочерёдно встают,показывают свои картинки и рассказывают,каких деталей не хватает в предметах, изображённых на их картинках.
.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БАБОЧКИ».
Цель. Развивать у детей чувство симметрии (составление крыльев бабочек из одинаковых фигур по цвету, величине и форме в зеркальной симметрии).
Материал. Карточки с неполным изображением бабочек (без крыльев с правой или левой стороны). Крылья бабочек составлены из кругов и овалов или из полукругов и полуовалов; геометрические фигуры: круги, овалы, полукруги, полуовалы двух размеров и разного цвета; изображение реальной бабочки.
Ход игры. Показать детям изображение бабочки и предложить ответить на вопрос, можно ли назвать бабочку симметричной и почему (форма крыльев и узор на них одинаковые на левой и правой стороне).Предложить детям поиграть в игру «Бабочки». Раздать карточки с неполным изображением бабочек. Дети должны назвать геометрические фигуры, из которых составлены крылья. На середину стола поставить низкую коробку с геометрическими фигурами, сделанными из тонкого картона, обклеенными с обеих сторон цветной бумагой.
Игровая задача – составить полное изображение бабочки так, чтобы ее крылья получились симметричными. После выполнения задания дети обмениваются карточками. Воспитатель оставляет у себя геометрические формы и спрашивает: «Кому нужны большой красный овал и два полукруга синего и розового цвета?» Дети смотрят на свою карточку, и те, у кого крылья бабочки с одной стороны составлены из таких же фигур, просят отдать им эти фигуры, чтобы выложить крыло с другой стороны (упражнение в анализе). Можно за правильное выполнение заданий давать детям фишки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ» .
Цель. Закрепить представление, что предметы, имеющие одинаковые левую и правую стороны, называются симметричными, учить узнавать предмет по его половине, различать силуэтные и контурные изображения предметов.
Материал. Небольшая таблица, на которой симметричный предмет изображен тремя способами : обычным, силуэтным и контурным; 15 – 20 силуэтных изображений знакомых детям предметов, вырезанных из темной бумаги, и их половинок, вырезанных из светлой бумаги; карточки (по числу детей) с контурными изображениями половинок предметов.
Ход занятия. Рассмотреть с детьми таблицу. Спросить, один ли и тот же предмет изображен на ней, чем изображения вазы отличаются друг от друга. После ответов детей сказать, что когда предмет изображают одноцветным, без всяких частей и деталей, а лишь одну его форму, то такое изображение называют силуэтным. Показать несколько силуэтов знакомых детям предметов и предложить назвать их (елка, гриб и др.). Сказать, что некоторые художники силуэтным способом изображают целые картины. Показать соответствующие иллюстрации из какой-либо книги.
Продолжить: «Третье изображение вазы сделано одной линией, которая передает ее очертание. Такое изображение предмета называется контурным. Вот как по-разному можно изобразить любой предмет.
Затем предложить детям поиграть в игру «Узнай предмет».
1. Разложить в беспорядке силуэты разных предметов, а детям раздать их половинки. Игровая задача – найти по половинке целый предмет и наложить на него свою половинку.
2. Раздать детям парное количество половинок предметов. Игровая задача – найти друг у друга половинки одного предмета и выложить из них целый предмет посередине стола.
3. Дать каждому играющему карточку с контурным изображением половины предмета. Игровая задача – определить, что это за предмет, и назвать его; сказать, каким способом изображена половина предмета.
Для усвоения детьми пропорций предмета
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
1-й вариант Ребёнок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:
а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо);
б) мелкие игрушки;
В) геометрические фигуры различной величины и фактуры (наждачная,
бархатная бумага плотная фольга);
2-й вариант. Ребё нку предлагается ощупать предмет одной рукой затем:
а) рассмотреть рисунки предметов и выбрать из них такой же;
б) нарисовать такой же предмет;
в) выбрать среди других такой же предмет одной, затем другой рукой
Дидактическая игра «Построим дома».
Цель. Продолжать учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».
Оборудование. 1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные крыши, окна, двери трех величин, соответствующие размерам домов.
2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.
Ход игры. Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы дома (крыши, двери, окна). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети подходят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столами принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы подобрали самые большие окна, самую большую дверь, самую большую крышу. В дом поменьше мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».
Дидактическая игра «Лото».
Лото (определение предмета по величине)
Цель. Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом. Оборудование. Большие карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); предметы расположены на карточках по-разному ( например: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, большой мяч и т. п., карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).
Ход игры. Педагог раздает детям большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивая: «У кого такая?» Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. После этого закрепляют результат в слове: «Правильно, это большой дом».
В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения игры каждому ребенку дают не одну, а 2-3 карточки.
Дидактическая игра «Красивые узоры». Цель. Продолжать соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях; развивать внимание; учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо; закреплять знание слов «большой», «маленький'; учить ритмичному чередованию величин. Оборудование. Большие и маленькие круги (квадраты, овалы, треугольники и др.); круги (квадраты, треугольники и др.) трех величин; полоски бумаги с контурным узором (чередование больших и маленьких кружков, не более трех повторений; такое же чередование треугольников и других форм; чередование другого типа: большой кружок – маленький, маленький – большой, маленький – маленький и др.); чистые полоски бумаги; крупные образцы форм для наборного полотна (образец с готовым орнаментом).
Ход занятия. Педагог выставляет на доске образец, рассматривает его с детьми, обращая внимание на ритмичность чередования форм и на то, какой красивый получился узор. Показывает указкой на первый кружок и говорит: «Большой, (плавно переносит указку на следующие.) Маленький – большой - маленький», стараясь подчеркнуть ритм характером движения и голосом. Затем просит детей повторять за ним сочетание этих слов. Потом педагог объясняет, что дети сами могут сделать такие же красивые узоры. Раздает полоски бумаги с контурным узором и яркие геометрические формы, показывает, как накладывать формы слева направо, не пропуская ни одного контура. Дети раскладывают кружки, а педагог следит за ходом работы. По окончании педагог хвалит детей, снова обращает их внимание на ритмичность чередования форм, еще раз напоминает их последовательность: большой – маленький, большой – маленький.
Дидактическая игра «Комната для трех медведей». Цель. Продолжать учить детей осуществлять выбор и соотнесение величин предметов по словесному определению, действовать в соответствии со словесной инструкцией; учить пользоваться в игровой ситуации предметами-заменителями; продолжать знакомить со сказкой «Три медведя».
Оборудование. Предметы заменители : картонные геометрические формы разной величины (длинный прямоугольник – «стол», квадраты трех величин – «стулья», круги трех величин – («тарелки», половинки овалов трех величин – «чашки», картонные фигурки трех медведей. Ход игры (проводится небольшими подгруппами, не более 6 детей). Играющие располагаются вокруг маленького стола, педагог вместе с детьми. Рядом с педагогом на другом стуле лежит под салфеткой оборудование для игры. «Помните, я рассказывала вам сказку про трех медведей,– говорит педагог. – Они приходили к нам в гости. Самый большой, его звали Михайло Иванович, поменьше – медведица, ее звали Настасья Петровна, а самый маленький медвежонок Мишутка. Сегодня мы построим для них комнату и опять позовем их в гости (достает из-под салфетки картонный прямоугольник, кладет на середину стола.) Это будет стол для трех медведей. Около него нужны стулья. (Достает три квадрата и вперемешку выкладывает на стол.) Кто расставит стулья около стола так, как я скажу? Вот тут самый большой стул – для Михайло Ивановича. (Ребенок берет большой квадрат и ставит на указанное место.) Вот тут стул поменьше - для Настасьи Петровны. (Ребенок кладет соответствующий квадратик.) Тут самый маленький стул – для Мишутки». (Ребенок кладет маленький квадрат). Затем другой ребенок раскладывает тарелки-кружки. Педагог уже не указывает, на какое место их ставить, а просто говорит: «Расставь тарелки так: самую большую – Михайло Ивановичу, поменьше – Настасье Петровне, а самую маленькую – Мишутке». Если ребенок кладет круги не на прямоугольник, педагог напоминает, что это у медведей стол. Третий ребенок расставляет чашки. Дети зовут медведей, те приходят, благодарят детей. Каждый медведь узнает свой стул, свою тарелку и чашку.
Дидактическая игра «Красивый узор».
Цель. Учить осуществлять выбор величин по слову-названию
предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату – ритмичному чередованию величин.
Оборудование. Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносы, наборное полотно.
Ход занятия. Педагог раздает детям полоски бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно.) Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) Затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и за тем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключение педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
Композиционные умения помогают развивать такие игры
Дидактическая игра «Учимся композиции».
Композиция в прямоугольнике.
Цель. Учить разными способами, размещать простые фигуры на листе прямоугольной формы: в центре, в углах, по диагонали, по всему листу.
Материал. Белая бумага А4, фигуры из цветного картона для составления композиций: 4 больших круга жёлтого цвета и 4 маленьких красного цвета для композиции в центре листа; 12 зелёных листьев и 4 синие арки для составления композиции в углах листа; по 5 облаков разного размера и формы оранжевого и зелёного цвета для композиции по диагонали; цветные сердечки для составления композиции по всему листу.
Задание. Разложить фигуры на листе бумаги, создать интересную композицию.
Дидактическая игра «Композиция в квадрате».
Цель. Учить создавать композицию в квадрате на живописном фоне.
Материал. Квадратные листы бумаги, раскрашенные:
синими и голубыми волнистыми линиями;
розовым цветом;
точками оранжевого и фиолетового цвета;
светло-зелёными и светло-фиолетовыми штрихами.
Фигуры из цветного картона:
3 кружка красного цвета и 4 жёлтые арки для составления композиции на фоне 1;
3 синих овала и 6 зелёных листочков для составления композиции на фоне 2;
по 3 оранжевых и фиолетовых кружка для составления композиции на фоне 3;
2 широкие и 4 тонкие белые полоски для составления композиции на фоне 4.
Задание. Разложите фигуры на квадрате, найдите интересное решение, сделайте композицию.
Дидактическая игра «Волшебный пейзаж».
Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
Цель игры : учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры : Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью.
Передача движения
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПАЛОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».
Цель. Учить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематичном изображении, упражнять в передаче поз танцующих людей в схематичном изображении.
Материал.
У воспитателя фломастер и «палочки» (полоски тонкого картона, подклеенные фланелью) для выкладывания человечков, силуэтные изображения трех-четырех клоунов в разных позах. У детей карточки, разделенные на две клетки, в одной нарисован схематичный пляшущий человечек, другая свободная, фигурки клоунов в таких же позах; полоски бумаги, черные карандаши.
Ход занятия.
Показать детям трех-четырех клоунов, танцующих по-разному. Спросить, кто может повторить движения одного из клоунов. Ребенок принимает позу одного из клоунов, а дети находят на карточке клоуна с такими же движениями рук и ног. Обозначают словами его позу. Например: «Руки в локтях согнуты и подняты вверх, одна нога сильно согнута в колене, другая выпрямлена». Показать на фланелеграфе, как можно выложить по-разному танцующих палочных человечков (3 – 4 позы).
Затем раздать детям по одной карточке, предложить найти клоуна с такими же движениями рук и ног, как у палочного человечка, и положить его на свободную клетку.
Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, наложить фигурку клоуна на палочного человечка. Положения их рук и ног должны совпасть.
Дети меняются карточками и повторяют упражнение.
Затем предложить детям нарисовать четыре-пять палочных человечков на полоске бумаги так, чтобы движения рук и ног у них были разными.
Дидактическая игра «Составь пару».
Цель: Учить видеть сходство поз человека со схематичными изображениями человека.
Материал: Карточки со схематичным изображением человечка в разных движениях, детские аппликации клоунов (по две с одинаковыми движениями, выполняющих различные движения руками и ногами, штрафные фишки.
Ход игры : Вариант 1. У каждого ребёнка карточка с изображением клоуна. Водящий показывает карточку-схему. Тот, у кого клоун выполняет точно такое же движение, ставит своего клоуна на полочку доски. Получается пара клоунов с одинаковыми движениями. Кто ошибается, получает штрафное очко (фишку).
Вариант 2. Каждый играющий получает карточку-схему и среди разложенных аппликаций выбирает клоуна, выполняющего такие же движения.
Вариант 3. Водящий называет движения рук и ног по схеме-карточке, не показывая её играющим. Дети по словесному описанию подбирают карточки с такими же движениями клоунов.
Примечание: Костюмы клоунов должны быть разными по цвету.
Для усвоения детьми разнообразие цветовой гаммы:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДЕНЕМ КУКОЛ НА ПРОГУЛКУ»
Цель. Упражнять детей в нахождении оттенков темнее или светлее данного цвета; учить рассказывать об одежде кукол, используя в речи предложения типа «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто».
Материал. На каждого играющего карточка с изображением куклы : мальчика в куртке или девочки в пальто, разных по цвету; маленькие конвертики, где лежат шапочки и сапожки для кукол такого же цвета, но темных и светлых оттенков (по две шапочки и по две пары сапожек).
Ход игры. Воспитатель раздает каждому ребенку карточку с изображением куклы и конвертик с шапочками и сапожками. Объясняет, что куклы еще не полностью одеты для прогулки, и предлагает выполнить следующие игровые задания:
1. Наденьте на кукол шапочки и сапожки светлее, чем пальто или куртка.
2. Наденьте шапочки и сапожки темнее, чем пальто и куртка.
3. Наденьте шапочки светлее, а сапожки темнее.
4. Наденьте шапочки темнее, а сапожки светлее.
После выполнения каждого задания спрашивает двух-трех детей, как они одели кукол на прогулку. Дети называют цвет пальто и говорят об оттенках цвета шапочек и сапожек по сравнению с пальто или курткой («Шапочка на кукле светлее пальто, а сапожки темнее». Или: «Сапожки и шапочка темнее, чем куртка на кукле» и т. п.)
.
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1985.
2. Венгер Л. А. ,Пилюгина Э. Г. ,Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. -М. :Просвещение, 1998.-144 с.
.3. Давидчук А. Н. Обучение и игра: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 200
4. Катаева А. А. Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения» М. : БУК-МАСТЕР, 1993.– 191 с.
5. Лыкова И. А «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности» сфера Москва 2011 год.
6. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. М. : Карапуз, 2010.
7. Львова Н. Развитие цветовосприятия. // Ребёнок в детском саду.
2008 г №5
8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт рус. Языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., допол. - М. : Азбуковник, 1999.- 944 с.
9. Словарь – справочник по педагогике / Авт. - сост. В. А. Мижериков; Под общей ред. П. И. Пидкасистого. - М. : ТЦ Сфера, 2004.- 448 с.
10. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973. – 217с.