Оксана Терешкина
Использование нетрадиционной техники «Квиллинга» в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного воспитания у детей закладываются основные навыки и умения творческой деятельности. Рано или поздно, интерес детей к однообразным видам той или иной деятельности угасает. Современный «хэнд-мэйд» (рус. - дословно «рукоделие», «сделано руками») задаёт тенденции к необъятным границам творческих способностей человека. Следовательно, необходимо непрерывное обогащение приёмов и методов, способствующих развитию творческих способностей детей. Одной из таких техник является «квиллинг».
Публикация «Использование нетрадиционной техники „Квиллинга“ в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Квиллинг – это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Квиллинг для детей - прекрасная возможность развивать творческие способности, настойчивость и моторику рук.
Технология квиллинга несложна : узкие полоски бумаги накручиваются на любой тонкий стержень, затем снимаются уже в виде роллов – бумажных спиралей, далее ролл раскручивается до определенных размеров, конец бумажной полоски фиксируется клеем. Полученной спирали можно придать желаемую форму (например, «капли» или «треугольника»). Все полученные элементы наклеиваются на основу или склеиваются между собой, создавая определенную композицию. Детский квиллинг не предусматривает создание сложных, замысловатых фигур и элементов из скрученной в ролы бумаги.
Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства:
- относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
- легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;
- большая возможность для самовыражения и проявления творческих способностей;
- изделия в технике квиллинга высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.
Занимаясь развитием художественного творчества и развитием способностей у детей, я считаю, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, квиллинг, влияет на развитие способностей к творческой деятельности. При этом формируется у детей трудолюбие, целеустремленность, внимательность и т. д. При этом учитываются особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициатива. В процессе работы внимание детей направляется на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, ее содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Все коллективные работы имеют целевое назначение. Это подводит детей к тому, чтобы вместе создавали картину, украшали группу, выполняли панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировали сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы.
Во время выполнения работы дети общаются друг с другом и с взрослым. Поэтому главная цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
Педагогическая идея исследования заключается в умении создать выразительный образ, пережитый ребёнком когда-либо.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
В процессе использования нетрадиционной техники творческой деятельности, дети учатся воплощать свои идеи, отличать плохое от хорошего, проявлять инициативу.
Итак, сущность исследования заключается в проявлении интереса к окружающему миру через призму нравственных понятий, умении передать цветовую гамму, форму и назначение предмета, развивая при этом зрительно-моторные движения рук и глаз.
Таким образом, на основе проделанной работы в детском саду №2 г. Малоархангельска, можно заметить, что дети с большим интересом и фантазией создавали новые и оригинальные поделки. На занятиях дети научились открывать, изучать, познавать новое, выбирать необходимые элементы, исследовать, обобщать. Большую удовлетворённость и заинтересованность проявили и родители детей, участвуя в конкурсах.
Педагогический опыт может быть полезен воспитателям, педагогам коррекционных дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям, учителям как начальной, так и средней школ, студентам педагогических учебных заведений.
Трудности в процессе реализации подобного опыта могут заключаться в построении нагрузки для детей с зрительно-моторными нарушениями. В дальнейшем планируется обобщить совокупность методов и приёмов для таких детей.