Светлана Заболотняя
Возможности использования технологии работы со сказкой в формировании ценностных ориентаций у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Есть люди, которые любят сказки. Есть люди, которые недооценивают их значение и поэтому говорят, что относятся к ним равнодушно. Они думают, что сказки – это довольно простые истории для развлечения малышей. И это большое заблуждение. Почему? В сказках скрываются сакральные, глубинные знания об общих закономерностях, общих законах жизни, общечеловеческих и духовных ценностях. Дело в том, что сказки несут особенный шифр. Благодаря ему, каждый открывает для себя тот кусочек знаний, к восприятию и применению которого он готов.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Всем нам в детстве читали сказки. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку дети познают свое место в этом мире, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости, чести и бесчестии, получают представления о тех качествах, которые есть в каждом из нас. И именно сказки помогают нам решить задачу – формирования нравственного иммунитета. Одним из базовых компонентов нравственного иммунитета является система ценностей личности, на основе которой человек принимает какое – либо решение.
Решение – это всегда выбор. В повседневной жизни дети постоянно принимают решения, часто не задумываясь о последствиях. Как сделать этот процесс осознанным?
В этом нам поможет тренинг принятия решений.
ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА: развить и закрепить у детей практические навыки осознанного принятия эффективных решений; сформировать творческое здравомыслящее начало.
Все дети мечтают жить как в сказке…
Занавес поднимается, сказка начинается….
И вот. Оказались мы на Распутье. Распутье в сказках к выбору приглашает.
А жизнь — это бесконечная череда выборов.
Итак, полагаю сложно поспорить с тем, что наша жизнь наполнена выборами: что надеть, что поесть, куда пойти, когда лечь спать, что посмотреть, что почитать — это мелочи, но в совокупности они отражают нас, наш стиль жизни, наше мировоззрение. А вот решения серьё знее: с кем жить, кого любить, где учиться, где работать?
Задача героя на Распутье выбрать лучшее для себя, в соответствии со своей индивидуальностью и предназначением.
Данный выбор определяет его будущее, судьбу, если хотите. Он определяет всю дальнейшую жизнь человека.
Чему важно научиться на распутье?
Преодоление тревог и сомнений, научиться отличать нужное от пустого, и понимание, что верный путь – не самый легкий.
Для этого нашим путешественникам нужно уметь прогнозировать. Играем в игру «Что будет, если?»
Когда мы учим детей путём рассуждений прогнозировать последствия выбора, мы помогаем им делать выбор эффективно.
А от нашего придорожного камня, вот такие дороги расходятся.
Предлагаю вам всем вместе отправиться налево.
Налево повернешь – сказки найдешь.
Дорога сказок.
Чтобы понять все сказочные уроки и наставления, нам понадобятся проводники, с которыми мы отправимся в путешествие по сказочным дорожкам.
Давайте знакомится. Наши сказочные наставники.
Перед нами Кот, да не простой а ученый. Этот сказочный персонаж будет сопровождать нас по дороге сказок.
В нашем представлении сложилось, что Кот ученый – это миленький, добренький, умненький котик. Так ли это на самом деле?
Кот-Баюн —один из самых пугающих персонажей славянской мифологии, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает, усыпляет своими сказками подошедших путников и безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
Кот Баюн предлагает детям выбрать, с чем они сегодня хотят познакомиться. Игровая ситуация, выбор сказки, тематика задается с помощью объемного игрового напольного поля «Кубы».
Кубы могут предлагать разные варианты.
1 вариант
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки;
4. Авторская сказки.
2 вариант (выбор жанра произведения)
1. Сказки;
2. Мифы;
3. Легенды;
4. Притчи.
3 вариант (конкретная тема)
1. Про трудолюбие;
2. Про дружбу;
3. Про верность;
4. Про любовь.
Обычно мы начинаем обсуждение с ответов на вопрос «О чем эта сказка?». Далее вспоминаем, что в сказке зашифровано много важной для нас информации, и начинаем игру «Сказочные уроки». Суть ее в следующем. На примере героев сказка хочет научить нас чему – то важному, и мы должны догадаться, чему именно.
Самое важное для нас - создавать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначности ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через какое – то время обернуться благом.
Основная цель данной дороги показать как персонажи сказок и другие литературные герои сталкиваясь с различными жизненными проблемами, находили выход и решение.
Очень подробно описана схема размышления над сказками и их обсуждения в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ».
Налево сходили. Теперь приглашаю вас направо.
Направо пойдешь – путь героя обретешь.
И сейчас мы с вами оказались на дороге подвигов. И здесь нашим проводником и наставником будет Богатырь.
Богатырь - персонаж былин, которому присущи великие подвиги, готовый в любой момент прийти на помощь.
На этой дороге Богатырь вместе с детьми составляют образ героя. Узнают, что такое подвиг, самоотверженность, доблесть, мужество, предназначение.
Так же как и предыдущий сказочный проводник, Богатырь предлагает детям выбрать, с чем они сегодня хотят познакомиться. Игровая ситуация задается с помощью объемного игрового напольного поля «Кубы».
Кубы могут предлагать разные варианты.
1. Сказочные герои
2. Герои нашего времени
3. Герои Отечества
4. Герои в мифах
5. Литературный герой
6. Кинематографические герои
7. Героические профессии
8. Герои и знаменитые люди нашего города
9. Города – герои
Специально подобранные игры, произведения литературные и музыкальные, художественные репродукции помогают создать нужную атмосферу, которая помогает, погрузиться в суть заданной темы. Дети оказываются в ситуациях, в которых требуется принятие серьезных решений. Вместе с Богатырем дети сочиняют сказки : «Приглашение к подвигу», «Первый подвиг», «Открытие жизненной тайны». Через рисунки в цвете передают состояние готовности к подвигу, рисуют помощников, способных открыть человеку его предназначение.
Основная цель этой дороги донести до детей, что каждый представляет собой нечто большее, чем он о себе думает.
А вот и прямая дороженька, по ней пойдем, да ответы на вопросы найдем. По этой дороге надо в особых случаях идти. Вот встал перед вами вопрос жизненный, а вы понять, что вам делать никак не можете. Вот тогда за ответом по Дороге вопросов и отправляйтесь. Только знайте все ответы в картинках и сказках спрятаны. Их еще отыскать –распознать надобно. А сопровождать нас по этой дороге будет самый мистический и неординарный персонаж Баба Яга. Баба Яга - обладает магической силой, мудростью, испытывает героя и помогает ему советом.
На этой дороге Баба Яга предлагает детям из «Волшебного сундучка» картинки вынимать, думать, да на вопрос отвечать: «Какая же подсказка для нас в этом рисунке скрывается?», «Чему нас эта картинка научить может, что на этом рисунке полезного для меня?»
Для этой дороги мы используем авторскую методику Т. Зинкевич – Евстигнеевой.
Все знают, что Баба Яга обладает магической силой. Кто же она – колдунья или волшебница? И в чем разница между колдовством и волшебством?
Если мы перенесем метафору волшебства и колдовства во внутренний мир человека, то окажется, что:
волшебство – это способность человека созидательно изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, формировать позитивные мысле- образы. Важное условие для доброго волшебства - созидательная система ценностей и нравственный иммунитет.
Колдовство – это деструктивное изменение себя, другого, объектов окружающего мира; проявление несформированных нравственного иммунитета и системы ценностей.
Пришло время попрощаться с нашими сказочными помощниками.
Любой сказочный персонаж как художественный образ эмоционально привлекателен, несет ценностные установки, обладает воспитательным и развивающим потенциалом. Поведенческий репертуар сказочных героев может быть рассмотрен как мини - программа морально - нравственного поведения. Но это совсем другая сказка.
И наши сказочные наставники предлагают вам вместе с детьми создать свою мастерскую сказок, где будут рождаться ваши сказки и поучительные истории.
Существует много разных форм и методик работы со сказкой. Мы предложили вашему вниманию свой вариант работы со сказочными произведениями. Особо ценный результат, который мы получаем, в процессе данной работы – это сформированная система ценностей личности, которая поможет ребенку фильтровать любую информацию духовного, ментального или эмоционального характера.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.