Департамент труда и социальной защиты
Мир как конструктор: как мотивировать ребёнка учиться
▼ Скачать + Заказать документы
Любопытство — это естественный двигатель познания. Его легко погасить, если обучение превращается в скучную обязанность. Психолог Центра содействия семейному воспитанию «Радуга» Департамента труда и социальной защиты населения Михаил Аникиевич в преддверии Дня российской науки объяснил, как помочь ребенку обрести интерес к учебе и сохранить тягу к открытиям.
Познавательная деятельность: основа развития
Познавательная деятельность — это активный процесс, где дети исследуют, задают вопросы и ищут ответы. Она формируется в раннем возрасте и играет ключевую роль в развитии мышления и креативности. Дети от природы любознательны и стремятся изучать и понять окружающий мир. Задача взрослых — направить это стремление в нужное русло и показать, что процесс познания может быть увлекательным.
Мотивация — двигатель прогресса
Чтобы изучать что-то новое, детям, как и взрослым, нужен стимул. У каждого ребенка свои источники мотивации: кто-то получает удовольствие от самого процесса обучения, другие предпочитают совместную деятельность с близкими, а кто-то стремится получить результат или гонится за одобрением взрослых. Поэтому первый шаг к тому, чтобы заинтересовать ребенка учебой — понять, что именно его может привлечь.
Для воспитанницы «Радуги» Александры (имя изменено) такой мотивацией стала конструктивная критика. Педагоги заметили, что Саше очень важно быть на хорошем счету.
«Самооценка Саши сильно зависела от одобрения окружения, она любит внимание и похвалу, склонна к соперничеству, ей очень важно, что про нее думают другие», – рассказал Михаил Аникиевич.
С одной стороны, девочке не нравилось, что ее критикуют за оценки, а с другой она чувствовала поддержку со стороны воспитателей, которые помогали с уроками. Они объясняли, что если постараться, все обязательно получится. Постепенно учеба Саши наладилась. Она стала радоваться успехам. Психологи продолжают работать с девочкой над формированием мотивации: обучение ради себя, а не ради похвалы окружающих. По словам Михаила Аникиевича, история Саши — пример того, как, подобрав правильный ключик, можно взрастить в ребенке стремление к новым знаниям в любом возрасте.
Весь мир — научная лаборатория
«Дети от природы любопытны. Задача взрослого — не погасить это стремление, а направить в нужное русло, показать, что процесс может быть интересным», – отметил психолог.
Чтобы сохранить в детях тягу к открытиям, родителям стоит поощрять их интерес. Обеспечьте доступ к разнообразным материалам и ресурсам: книгам, научным наборам, интерактивным играм и образовательным приложениям. Даже простая прогулка может стать увлекательным исследованием. Важно замечать причинно-следственные связи между вещами: почему листья меняют цвет, как работает светофор и т. д. Вместо готовых ответов лучше задавать наводящие вопросы и помогать ребенку находить ответы самостоятельно.
Не забывайте, что исследование должно проходить в естественном для ребенка ритме. Если его интересуют динозавры, не стоит настаивать на изучении планет. Поддержите его увлечение, но составьте режим дня таким образом, чтобы оставалось время и на другие занятия, и на отдых. В этом балансе рождается устойчивый интерес к познанию.
Ищите знания вместе
И не бойтесь признаваться, что вы чего-то не знаете. Это отличная возможность показать, как можно искать информацию, проверять ее и делать выводы. Совместный поиск ответов часто увлекает больше, чем готовые знания.
«Основная задача родителей — не заставить ребенка учиться, а сохранить и развить его природный интерес к устройству мира. Создайте дома атмосферу, в которой уважают и принимают любопытство ребенка. Пусть он знает, что его стремление узнавать новое ценно и важно для вас», – объяснил Михаил Аникиевич.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале Моя новая семья. Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.