Наталья Шишкина
Возможности использования проблемных ситуаций в развитии познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем.
В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.
Публикация «Возможности использования проблемных ситуаций в развитии познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».
Что же такое познавательный интерес, проблемная ситуация?
Познавательный интерес представляет одну из ступеней развития познавательной активности.
Познавательный интерес характеризуется ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
В структуру познавательных интересов входят следующие компоненты:
— интеллектуальный компонент. Показатели: возникновение познавательных вопросов.
— эмоциональный компонент. Показатели: проявление эмоций, связанных с познанием.
— волевой компонент. Показатели: активность и самостоятельность в преодолении трудностей.
— процессуальный компонент – проявляется в действии, в решении умственных и поисковых задач, стремление найти нестандартный способ решения поисковой задачи.
Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Проблемные ситуаций обеспечивают развитие познавательной самостоятельности дошкольников, их творческой активности.
Немаловажное значение в развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка.
В связи с этим была оформлена познавательная среда в группе, который соответствует возрастным особенностям детей.
Оформлен альбом иллюстраций проблемных ситуаций. В группе подобран достаточный материал познавательной литературы. Дети в своей самостоятельной деятельности могут использовать весь этот материал.
Организуя познавательную среду исходили из принципа доступности игрового материала детям в данный момент, помещали такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учётом безопасности, эстетики, наглядности.
Так же была разработана картотека игровых ситуаций и перспективный план работы с детьми 4-5 лет по развитию познавательного интереса через решение игровых проблемных ситуаций.
Проблему развития познавательного интереса детей невозможно решить без активного участия родителей.
С родителями было проведено анкетирование с целью изучения семейного опыта по развитию познавательного интереса детей, родительское собрание по теме «Значение игровых проблемных ситуаций в развитии познавательного интереса ребенка»; на котором родители познакомились с видами игровых проблемных ситуаций, дидактических игр и пособий. Также был проведен семинар-практикум «Играем, исследуем вместе». Родители проявили активное участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
1 блок Совместная деятельность взрослого и детей :
• Занятия с включением игровых проблемных ситуаций
Проблемные ситуации для занятий подбирались с учетом познавательного материала, который дети изучали. Проблемная ситуация может быть использована в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его, стремясь поддержать у детей интерес к новой теме. В конце занятия обязательно подвести итоги для того, чтобы обучить детей навыкам анализа (Что было самым интересным? Что осталось непонятным)
• Так же использовали игровые проблемные ситуации и в режимных моментах.
Проблемные ситуации могут быть разной направленности: социальные, познавательные, экологические, математические, театрализованные и др. …. Они могут быть случайно возникшие, например, купили рыбку, замерзли руки, улетел воздушный шарик. Из таких ситуаций можно смоделировать такие проблемы : «Кто помог воздушному шарику улететь?», «Как согреться?».
Эти ситуации не планируются, но их можно использовать в образовательном процессе.
Проблемные ситуации создавали в различных видах деятельности. В игровой, например, сюжетно-ролевая игра «Гараж» - «Без чего не может ездить машина?». В трудовой деятельности предлагала такие ситуации : «В группу придут гости, а стульев не хватает?» «Надо полить цветы, но нет лейки». В продуктивной деятельности: «Скоро Новый год, есть елка, а игрушки купить забыли. Чем украсить елку?» При ознакомлении детей с художественными произведениями, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко» - «Почему нельзя спешить во время еды?».
Необходимо отметить, что при создании проблемных ситуаций очень часто возникает необходимость проведения предварительной работы (рассматривание иллюстрации, наблюдения, экспериментирование и т. д.). Для поддержания интереса детей к познавательной деятельности использовать сюрпризные моменты.
Большое внимание уделяли тому, чтобы проблемная ситуация была понятной, вызывала интерес, мотивировала ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка.
2. Блок – самостоятельная деятельность детей.
• Игры (дидактические, конструктивные, подвижные, сюжетно-ролевые);
• Наблюдения;
• Исследовательская деятельность;
• Рассматривание иллюстраций.
Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.
Работу по развитию познавательного интереса в процессе решения игровых проблемных ситуаций строили по разделам :
1 раздел: мотивационно – ориентировочный. Реализация цели обеспечивалась за счет создания положительной атмосферы в группе, роста интереса дошкольников к решению проблемных ситуаций, преодоление скованности мышления, боязнь ошибок и неверных действий. Создались такие ситуации, которые вызывали интерес, удивление и эмоциональный отклик у детей.
Также расширяли представления детей о свойствах предметов и явлениях окружающего мира
2 раздел: содержательно –деятельностный.
Цель данного раздела: обеспечение развития познавательного интереса детей в постепенно усложняющихся условиях. Использовала ступенчатость в развитии познавательного интереса детей.
На первой ступени использовались проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к решению проблемной ситуации. При этом обеспечивалось развитие таких умений как : умение принять проблему, поставленную взрослым; выдвигать гипотезы ее решения и совместно с воспитателем находить способы решения. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка.
На второй ступени использовались проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к самостоятельному воспроизведению способов решения проблемных ситуаций в новых условиях предметно-развивающей среды.
Вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы, например:
-Как вы думаете, что будет, если дождика не будет совсем?
-Как вы думаете, что случится со снегом в теплой комнате? Т. д.
3 раздел: рефлексивный. Дети самостоятельно или с небольшой помощью взрослого решают проблемные ситуации, отражают ход и результаты решения проблемы в виде простейших наглядных схем или условных изображений
Выделяются следующие этапы процесса решения проблемы :
Первый этап – поиск средств, анализ условий проблемы. Этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.
Второй этап – происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения.
Третий этап – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения.
Например, как принести воду в решете? Для этого организуется ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в лёд. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из ёмкости
Таким образом, можно увидеть следующий алгоритм создания и решения проблемной ситуации :
1. находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями);
2. осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению);
3. ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование);
4. находим решение (радость, восторг);
5. проверяем решение (удовлетворение или досада в случае. неправильного ответа).
Алгоритм один, но проблемный материал должен быть разнообразный, не однотипный. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрыватель.
При создании и решении проблемных ситуаций применяли следующие методические приемы:
1. подводили детей к противоречию и предлагали им самим найти способ его разрешения;
2. излагали различные точки зрения на один и тот же вопрос;
3. побуждали детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
4. ставили конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения);
5. ставили проблемные задачи;
6. изучаемая проблема взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка;
7. каждый ребёнок становился в позицию активного деятеля, ему давалась возможность самостоятельно получать знания о том или ином предмете, материале, явлении и т. д. ;
8. иногда и ошибались – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению;
9. не забывали о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей.
Неожиданные занимательные приемы побуждают детей к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
В результате включения игровых проблемных ситуаций в образовательный процесс достигнуты следующие результаты:
1. Возрос познавательный интерес, любознательность детей.
2. Развитие у детей познавательных способностей :
- способов познания путем сенсорного анализа;
- мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
3. Возросла речевая активность детей в разных видах деятельности.
4. Дети проявляют эмоциональную вовлеченность и инициативность.