Ольга Ефимова
Опыт использования развивающих игр Б. П. Никитина в математическом развитии детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Математическое развитие детей среднего дошкольного возраста развивающих игр Б. П. Никитина.
Развивающие игры Б. П. Никитина способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
Публикация «Опыт использования развивающих игр Б, П, Никитина в математическом развитии детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
В своей работе я использую такие игры как «Сложи узор», «Рамки вкладыши Марии Монтессори», «Кирпичики».
Сначала детям предлагается составить узор из 4 кубиков. Затем узоры создаются из 9 и даже из 16 кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы. Задания дети могут выполнять как по одному, так и в парах.
Игра «Сложи квадрат».
Комплект «Сложи квадрат» состоит из нескольких квадратов, разрезанных на части различной формы. Детали каждого квадрата имеют свой цвет и уложены в отдельные ячейки (конверты).
Получая части квадрата и задание «Сложи квадрат», малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности.
На начальном этапе дети учатся складывать каждый квадрат в отдельности в свои ячейки, ориентируясь на цвет окантовки ячейки-квадрата. На втором этапе детям предлагают выкладывать
квадраты на столе, подведя к мысли, что нужно сначала сгруппировать части квадратов по цвету. На следующем этапе дети собирают квадраты с предварительной классификацией деталей.
Игра «Рамки и вкладыши Монтессори» развивает детей в нескольких направлениях:
• вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
• знакомит с геометрической терминологией — названиями фигур.
После знакомства с игрой детям предлагаются следующие задания:
Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Дети очень любят это задание, особенно если оно проходит в форме соревнования. Определи фигуры на ощупь «Чудесный мешочек», вставь вкладыши в рамки на ощупь, раздели рамки и вкладыши по сортам.
Игра «Кирпичики»
Эта игра — своеобразная гимнастика для ума. Комплект состоит из нескольких неокрашенных деревянных брусков - кирпичиков и альбома заданий. Игра вводит детей в мир моделирования и конструирования, способствует формированию основ технической грамотности, навыков чтения и построения чертежей.
Сначала дети могут играть с кирпичиками как со строительным материалом. Педагог обращает внимание, что один и тот же кирпичик может выглядеть по-разному в зависимости от того с какой стороны на него смотреть. Потом детям объясняют, что такое чертеж. «Чертеж - это 3 рисунка одного предмета (постройки, когда смотрят на него с разных сторон». Дети рассматривают кирпичик и его проекции и ставят кирпичик так, чтобы он соответствовал данному чертежу.
На следующем этапе идет построение моделей по чертежам сначала из 2-х, затем нескольких кирпичиков.
Эта игра достаточно трудна для детей данного возраста и поэтому проводится индивидуально или в парах.