Катешова
Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы тьютора)
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 53 Центрального района г. Санкт-Петербурга
Доклад
Тема «Возможности игры в коррекционной работе с детьми» (из опыта работы тьютора)
Подготовила тьютор : Катешова Айман Матилаевна
Санкт-Петербург
2021г
Публикация «Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы тьютора)» размещена в разделах
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Игра — это мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм, ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работы ребенка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, но это не ослабляет работы мышления, а придает ей другой характер. Вся познавательная деятельность ребенка направлена теми целями, которые выдвигаются эмоциональной сферой и сферой активности. Такое сочетание оптимально представлено в игре.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра – идеальное средство развития детского воображения и фантазии.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который и, возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
«Ребенок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром. «Если ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребенком, здоров ли он?» - трудно не согласиться со словами известного отечественного психолога В. С. Юркевича.
Игра изначально являлась важнейшим предметом исследования отечественной психологии, один из основателей которой - П. П. Блонский, называя игру «великой учительницей», видел в ней естественную форму активной деятельности, в которой ребенок упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни.
Детская игра всегда являлась предметом интереса исследователей самых разных научных отраслей: биологов, этнографов, физиологов, психологов и педагогов. Известный возрастной физиолог академик И. А. Аршавский называл игру «инстинктом глубочайшего физиологического смысла». Он отмечал, что потребность играть для ребенка так же естественна и жизненно важна, как потребность есть, дышать, спать. Конечно, лишенный игры ребенок не погибнет. Но подавленный инстинкт игры очень скоро заявит о себе физиологической незрелостью, отставанием в росте, весе, в физическом и интеллектуальном развитии.
Игра — явление сложное и многогранное. Можно выделить функции игры. Обучающая функция — развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, восприятие и др. Это использование дидактических игр. Развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение общения взрослого с ребёнком из скучного занятия в увлекательное путешествие. Коммуникативная функция — объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения. Это использование в работе коммуникативных игр. Психотехническая функция — формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности. Функция самовыражения — стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал. Компенсаторная функция — создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы в реальной жизни.
Учеными доказан тот факт, что речь является важнейшей психической функцией человека. Именно в речи реализуется основная, коммуникативная функция языка. Развитие речи традиционно осуществляется в различных видах деятельности детей. Одним из основных средств развития речи детей являются дидактические игры. В копилке воспитателей дошкольных учреждений имеется целая группа игр с готовым содержанием и правилами. Это дидактические и подвижные игры. Именно работа над правилом поддерживает у ребенка интерес к игре, развивает внимание и произвольное поведение. Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления и речи ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Дидактические игры также развивают умение быстро находить ответ на поставленный вопрос и четко формулировать свои мысли.
Воспитателю необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Игра в коррекционной работе - это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.
Одним из методов коррекционной работы является игра (игротерапия).
Игровая терапия — это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера. Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций (А. А. Осипова). Игры можно проводить в любое свободное время как индивидуально, так и с подгруппой детей, но при этом необходимо придерживаться определенных правил.
Основные правила игровой терапии:
Педагог должен: развивать теплые, дружеские отношения с ребенком, принимая его таким, какой он есть, осознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал свое поведение, сохранять глубокое уважение к способности ребенка решать свои собственные проблемы; не пытаться направлять действия ребенка или его речь, ребенок — ведущий, педагог следует за ним; устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни; не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен осознавать это.
Таким образом, через специально организованную игровую деятельность дети удовлетворяют различные потребности: в общении, активных действиях, возможности узнавать новое, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.
Игротерапия. Игры, направленные на профилактику детских страхов.
Игры на вытеснение страхов у детей
1. Игра "Прятки" - на преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться.
2. Игра "Лохматый пес" - на преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Одному из детей предлагаем роль "пса" и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
После слов "что-то будет" пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.
3. Игра "Пятнышки". Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание, снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры : двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.
Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: "Ну, держись!", "Вот только поймаю…", "Ага, попался!" и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!" и т. д.
4. Игра "Кто первый". На снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения. Играем с 2-х лет. С 4-х лет в игру вводим усложнения.
В середине комнаты ставим 2 стула, между ними - проход для одного человека. Дети становятся на четвереньки и по сигналу должны доползти до стульев, проползти между ними и обогнув один из стульев вернуться на стартовую линию. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая возраст играющих. Кто первый доберется при этом на стартовую площадку, тот - победил. Усложнение: ползти после слов "гусеница", а не "крокодил", "змея". Затем, с 6 лет, после слов "гусеница", "крокодил" или же после хлопка, а не удара в бубен и т. д.
4. Игра "Сова". На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет.
Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал "сова" зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.
5. Игра "Болото". На преодоление страха глубины, высоты, страха перед чудовищами, живущими в болоте.
На расстоянии 1 шага ставим стулья или кубы, повернутые в разные стороны, образующие прямую или зигзагообразную линию – это "болото". Дети должны перейти на другую сторону. В момент перехода усиливаем эмоциональное напряжение словами "упадешь", "вернись", "не пройдешь" а в конце – одобрение "ну, и молодец", "так держать", "справился"
Таким образом мы убедились, что для каждого ребенка, у которого свой диагноз, необходим индивидуальный подход и своя форма работы с методиками, которые будут способствовать его реабилитации и адаптации в обществе, формированию позитивной адекватной самооценки.
Одним из принципов Стандарта дошкольного образования является создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья). Компоненты образовательной среды, окружающей дошкольника, должны способствовать преодолению и сглаживанию имеющихся у малыша трудностей социализации и психомоторного развития. Удовлетворяя потребность ребенка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует игровые ситуации, в процессе которых решаются важные развивающие и коррекционные задачи.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности». Так об игре сказал известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский.