Наталья Сазонова
Консультация для родителей и воспитателей «Как рассказать детям о Масленице»
▼ Скачать + Заказать документы
Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.
Почему праздник проводов зимы называется масленицей
Во время масленичной недели мясо уже не ели, так начиналась подготовка организма к Великому посту (7 недель). А называется праздник масленицей потому, что масло еще можно было есть наряду с другими молочными продуктами (масленица от слова «масло»).
На масленицу самое главное — это блины! Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
В народе каждый день масленицы имеет свое название.
Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
Среда — лакомки. В этот день зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным гуляньям.
Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит».
Понять, как раньше люди встречали широкую масленицу, нам помогут картины художников.
Можно рассмотреть с детьми картину Сурикова «Взятие снежного городка» и почувствовать задор, радость играющих во взятие снежной крепости людей.
Картина изображает старинную сибирскую игру, в которую играли в последний день Масленицы.
Изо льда и снега выстроен городок со стенами, башнями и даже стражниками. У городка есть защитники, но у них в руках не оружие, а ветки. Они ими размахивают и шумят, так как на городок нападают всадники и стараются его разрушить.
В центре картины изображена крепость, она уже разрушена, потому что игра идёт к концу. Можно спросить у детей, как они думают, кто разрушил крепость (всадник на коне). Защитники крепости машут ветками, кричат, свистят. Зачем они это делают? Они хотят испугать всадника на коне, чтобы он не смог разрушить их крепость.
На заднем плане картины художник изобразил зрителей. Много их или мало? Зрителей очень много, ведь это праздник и люди пришли повеселиться. Многие пришли пешком, а некоторые на санях.
На картине Б. М. Кустодиева мы увидим народные гуляния на масленицу: тут и весёлые балаганы с бесконечными представлениями, и катание на санях, и катание с горки и конечно всевозможные угощенья.
Давай найдем на картине все зимние забавы. Катание с горки — раз, ярмарка — два, поездки на санях и площадной театр. Люди гуляют, общаются, поют частушки.
Спросите у детей:
Какие цвета преобладают на картине?
- Что делают люди? Какое настроение у них?
- Можно ли почувствовать запахи и звуки этого дня?
Картины рекомендованные к просмотру детям:
Маковский «Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»
Кожин «Проводы зимы в 17 веке»
Пасхальный натюрморт
Смирнов «Зимнее гуляние»
Рассмотрите картины с ребенком, что изображено на переднем плане картины, на заднем плане. Какие цвета использовал художник, какое настроение создает картина и почему. Какие звуки можно было бы услышать, если бы мы оказались на том месте, которое изображено на картине (голоса людей, звон бубенчиков на упряжке, топот копыт лошадей, колокольный звон или еще что-то).
Какие запахи могли бы почувствовать (запах блинов, свежей сдобы).
Поиграйте в игру «Искатель». Предложите ребенку найти на картине и показать: иней, санки, флаг, церковь, сани. Найти и показать какие-то более мелкие детали, чтобы ребенок смог рассмотреть картину более внимательно.