Людмила Клименко
Вовлечение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ — это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.
Одно из приоритетных направлений:
Все родители мечтают вырастить здорового и умного ребенка. Для этого они делают все, что только могут — кормят, одевают своего малыша, покупают ему много красивых и дорогих игрушек. Именно родители — самые главные, добрые, любящие и внимательные педагоги для ребенка на протяжении всей его жизни.
Принципы работы учителя- логопеда с родителями :
Публикация «Вовлечение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства» размещена в разделах
Учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнёров по коррекционному процессу.
Ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка.
Осуществление учителем-логопедом ненавязчивого контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье.
Координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами, так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.
Задачи взаимодействия
1. Формирование у родителей желания помогать ребенку.
2. Формирование мотивации к участию в образовательном процессе.
3. Повышение уровня педагогической компетенции родителей.
4. Информационная и дидактическая поддержка семьи.
Главная цель взаимодействия логопеда и семьи — это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
Поэтому вовлечение родителей в коррекционно-развивающую работу, очень важно для формирования речевого развития ребёнка. Этот процесс заставляет педагогов постоянно искать новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Таким образом, работа должна быть направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую очередь на семью.
Мы используем следующие формы работы:
1. Тестирование и анкетирование с целью выявления наиболее актуальных проблем, существующие у родителей.
2. Домашние игротеки с целью ознакомления родителей познакомиться с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время.
3. Родительские пятиминутки с целью - получить кратковременные личные консультации.
4. Консультации-практикумы с целью обучения новому,становится на ступень ближе к специалисту и самим стать немного педагогом в работе со своим ребёнком.
Одна из эффективных форм взаимодействия с семьей — совместные практические занятия, частью которых стала артикуляционная гимнастика с использованием продуктов питания.
Теоретическое обоснование необходимости тесного сотрудничества с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития, а также практический материал для организации совместной деятельности.
Упражнения артикуляционной гимнастики с использованием продуктов питания:
«Сладкая зарядка» (упражнения с Чупа-чупсом) :
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий Чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем: – сожмите Чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5–10 секунд; – удерживая Чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону; – приоткройте рот, губы разведите в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку Чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком; – поднимите широкий язык к небу, прижмите Чупа-чупсом «грибок» к небу; – двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5–10 раз.
Упражнения с конфеткой «Чашечка» :
Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, шарик для сухого завтрака, удерживать по 5–8 сек.
«Красивое печенье» :
Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.
Упражнение с хлебной палочкой «Держи крепче» :
Удерживать в горизонтальном положении хлебную палочку (соломку, макаронину) на языке языком, на губе на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ и языка.
Данная форма проведения артикуляционной гимнастики удобна для выполнения в домашних условиях. Нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.
Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика — это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Для того чтобы консультативная помощь специалистов могла стать эффективной, необходимо, чтобы работа с ребенком была систематичной и постоянной. Этого можно добиться только при многократных повторениях дома.
Поэтому мы считаем важным, научить родителей правильно выполнять артикуляционную гимнастику разнообразными способами, в том числе с использованием продуктов питания. Освоив данный вид упражнений, родители совершенствуют их, вносят новые элементы, делятся друг с другом.
Благодаря установлению эффективного взаимодействия между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях, формируются детско-родительские отношения.