Надежда Кокина
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это одна из основных задач развития речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи включает в себя владение нормами литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребление, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи.
К требованиям культуры речи дошкольника относятся :
1) свободное владение навыками речи (дыханием, голосом, произношением звуков, дикцией, интонацией);
2) быстрота включения в диалог;
3) хорошая речевая оперативная память;
4) языковая правильность речи, соответствие литературной норме;
Публикация «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это одна из основных задач развития речи дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
5) содержательность и логичность речи;
6) точность и ясность речи (выбор языковых средств, в соответствии с коммуникативной целесообразностью);
7) выразительность речи (многообразие интонаций, умение пользоваться паузами, изменениями тона, тембра голоса, в старшем возрасте - умение владеть образной речью, использовать афоризмы, фразеологизмы и пр., средства, позволяющие раскрывать перед собеседником новые глубины мысли и чувства).
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счёт постоянного непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм; произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.
В процессе такого общения ребёнок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляционного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и не речевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (т. е. движениями и позициями речевых органов, нужными для произношения звуков) ребёнок усваивает и систему дифференцированных признаков, необходимых для различения звуков родного языка и норму правильного произношения. Этому способствует развитие фонематического слуха и артикуляционная гимнастика. В дальнейшем правильная звуковая культура речи ребёнка необходима при обучении грамоте и успешному усвоению учебного материала начальной школы.