Екатерина Халтурина
Оснащение центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важный этап в овладении звуками.
Воспитание у детей правильного произношения всех звуков русского языка является основной задачей педагогов ДОУ. К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Публикация «Оснащение центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах» размещена в разделах
Задача педагога при формировании хорошей дикции заключается в том, чтобы укреплять и развивать с помощью специальных упражнений артикуляционный аппарат детей, учить их правильно и четко произносить все звуки родного языка, развивать речевой слух, вырабатывать умеренный темп речи.
У младших дошкольников необходимо в первую очередь формировать правильное словопроизношение (умение верно сохранять структуру слова, произносить слова без смягчения согласных, развивать слуховое внимание, речевой слух.
Приемы, направленные на уточнение и закрепление правильного произношения у детей:
- отчетливое называние игрушек, животных, предметов, изображенных на рисунках;
- повторение чистоговорок;
- заучивание загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками.
Игры на развитие плавности и продолжительности выдоха:
- дутьё через соломинку в стакан с водой,
- надувание воздушных шаров,
- пускание мыльных пузырей,
- игра на музыкальных духовых инструментах.
Для развития силы голосового аппарата:
- чтение чистоговорок, считалок с различной силой голоса (тихо – громко);
- произношение строчек из народных потешек с различной скоростью.
У детей старшего дошкольного возраста следует совершенствовать произношение отдельных звуков, слов, фраз в процессе специальных упражнений, с использованием чистоговорок, при помощи которых дети учатся быстро переключать свой артикуляционный аппарат с одного положения на другое, отчетливо произносить звуки и слова, находящиеся в трудных для произношения сочетаниях.
Игры и упражнения для детей 5 – 7 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха – умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков.
Игры и игровые упражнения:
1. На развитие воздушной струи :
«Буря в стакане» (дуть через соломинку в стакан с водой,
«Надуй игрушки» (воздушные шарики, мелкие надувные игрушки,
«Мыльные пузыри»,
«Приятный запах» (аромат цветов, запах фруктов – вдох через нос, выдох через рот).
2. На развитие силы голоса и тембра:
«Эхо» (дети встают в два ряда напротив друг друга. Один ряд то тихо, то громко произносит звуки, другой ряд – повторяет)
«Гудок» (Дети встают в круг. По сигналу поднимают руки через стороны вверх, произнося звук «У-у-у» с увеличением силы голоса.)
3. На развитие мелкой моторики :
Лепка, шнуровка, пальчиковая гимнастика, перебирание мелких предметов.
4. На развитие слухового внимания (способность слушать, слышать, различать шумы, звуки и их направления) :
«Кто больше услышит» (слушают тишину, называют звуки и шумы,
«На приеме у врача»,
«Жмурки»,
«Испорченный телефон»
5. На развитие фонематического слуха (способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи) :
«Собери цветок», «Кто в домике живет», «Подбери игрушки» (подбор слов с определенным звуком,
«Найди место звука в слове» (местоположение звука в слове,
«Цепочки слов».
6. На развитие артикуляционного аппарата:
Артикуляционная гимнастика.